кандидат технических наук, СНС,
инструктор по каратэ (1 дан-хо, черный пояс)
подполковник запаса Микрюков В. Ю.
ПРЕПОДАВАНИЕ ОБЖ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРЕДМЕТ
Проводится анализ существующих на данный момент программ и учебников по ОБЖ и на основе этого анализа предлагается авторская программа по изучению предмета и аннотация разработанного автором учебника.
Когда в 1997 году директор школы Ю.С. Котельников предложил мне вести в школе курс по ОБЖ, то я, ознакомившись с существующими на то время учебниками и программами курса, ответил отказом, т.к. лично меня не устраивало преподавание предмета, где вместо конкретных действий в той или иной чрезвычайной ситуации (землетрясении, пожаре, аварии на промышленном предприятии и т.п.) основное внимание уделялось изучению истории вопроса, физическим основам того или иного процесса (горения, электрической проводимости и т.п.), анализу причин возникновения того или иного явления природы (землетрясения, цунами, тайфуна и т.п.) и т.д. Безусловно, эти вопросы интересны и полезны, однако есть целый ряд учебных дисциплин, в которых изучаются и должны изучаться эти вопросы (история, химия, физика, география и др.). А в тех случаях, когда возникла экстремальная ситуация, связанная, например, с землетрясением, нужно уметь правильно действовать, а знание того, какое самое разрушительное землетрясение произошло за последние 20 лет, в этом случае вряд ли будут полезным.
Не устраивала меня и программа изучения приемов самообороны. С легкой руки авторов в эту программу было внесено изучение приемов самозащиты от вооруженного противника в течение аж 2 часов. На мой взгляд профессионала в этом вопросе (а я в свое имел первый разряд по боксу, а в настоящее время имею черный пояс по каратэ) изучение приемов самообороны должно быть выделено в отдельный курс и изучаться, по меньшей мере, на протяжении трех лет (9, 10 и 11 классы). А изучение в течение 2-х часов приемов противодействия вооруженному противнику, по крайней мере, безответственно и опасно для тех, кто вздумает затем применить эти приемы на практике. Печальный опыт израильских спортсменов, которые в 1972 году в Мюнхене решили противостоять вооруженным террористам, ярко свидетельствует об этом. А ведь они не были дилетантами, а входили в состав олимпийской сборной страны по борьбе и боксу. Когда я разбирал приемы, самозащиты от вооруженного противника, описанные в учебнике по ОБЖ, перед моими глазами ярко вставали ученицы старших классов, с которыми я проводил занятия по физкультуре, как они смело выбивают из рук противника пистолет и лихо добивают его ударом кулака. Бред какой-то. К примеру, в нашей школе боевых искусств Дзесинмон-Шоринрю («Школа непоколебимого духа»), стиль которой в 80 - 90-е годы использовался при подготовке спецназа в МВД и КГБ и который до сих пор используется при подготовке спецназовцев Кубы, так вот, в нашей школе изучение приемов самозащиты от вооруженного противника начинается после 8 лет тренировок и получения квалификации не ниже 1 кю (коричневого пояса).
Не устраивало меня и то, что в предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» входило изучение вопросов воинской службы. На мой взгляд, изучение темы прохождения воинской службы должно быть вынесено на факультативные (кружковые) занятия. И заниматься по этому курсу следует только с теми, кто решил посвятить себя воинской службе. А если всем поголовно прививать знания уставов и умение выполнять строевые приемы, то это может только еще большее число юношей и девушек отвратить от службы в армии. К тому же у нас нет обязательной службы в армии для всех категорий граждан, как, например, на Кубе или в Израиле, где наряду с юношами свой воинский долг и обязанность должны исполнять и девушки. Наша страна провозгласила курс на профессиональную армию. Так зачем поголовное изучение в школе таких вопросов, как: сколько краников или писсуаров должно быть в казарме или зачем нужны знания общевоинских уставов, например, обязанностей дежурного по роте? Для общей эрудиции? Поверьте моему профессиональному опыту, а я прослужил в армии более 22-х лет от рядового до подполковника, знания о количестве кубометров воздуха, положенных по Уставу на одного военнослужащего или знания о том как должны стоять кровати в казарме, может быть, кому-то и интересны, но на практике, во-первых, эти требования очень часто не соблюдаются, а, во-вторых, вряд ли чем-нибудь могут помочь в экстремальных ситуациях. А вот вопросы, напрямую связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в армейских условиях, например о том как уберечься от «дедовщины» или произвола начальников в офицерских погонах, в программе и учебниках даже не упоминаются, как будто таких проблем в армии и не существует вообще. А ведь общеизвестно, что большинство случаев смерти солдат в мирное время напрямую связано с «дедовщиной». Автор сам не раз сталкивался с армейским произволом и с подлецами в генеральских погонах, такими, например, которые собрались в ВА им. Петра Великого (Князев В.Л., Прозоров В.В. и др.) и поэтому еще раз подчеркивает, что тема армейской службы должна быть вынесена в отдельную форму обучения (например, факультатив) и занятия по этой теме должны проводиться лишь с теми, кто решил посвятить себя армейской службе. О том как обеспечить безопасную жизнедеятельность в армейских условиях автор, вместе со своими коллегами (полковником запаса Годыной В.В. – бывшим комбатом в Афганистане, кавалером боевых орденов и подполковником Стащенюком В.В.) планирует выпустить отдельную книгу.
Не нашел я в учебниках и программах по ОБЖ и вопросы, связанные с совершенствованием умственных способностей, укреплением памяти, ораторским искусством. А что на Руси перевелись мошенники всех мастей, готовые «облапошить» доверчивых граждан? Или неясно, что причиной многих несчастных случаев, будь то пожар или автокатастрофа, является элементарная забывчивость или невнимательность? А сколько жизней и судеб спасло умение четко и ясно изъясняться и защищать себя, используя такое грозное оружие как слово?
В наш век, век космических скоростей и всемирной компьютеризации немаловажную роль в обеспечение безопасности жизнедеятельности играет умение получить и обработать информацию, умение настраивать себя на работу и отдых, управлять своими эмоциями, рационально организовать свой день и управлять своим временем, умение добиваться своей цели. Этому способствуют приемы релаксации и самовнушения, сила воли и самоорганизация, знание правил начала, хода и завершения рабочего дня, навыки скорочтения, умение внимательно читать и слушать, вычленяя главное из прочитанного и услышанного.
А сколько судеб было поломано из-за неправильного отношения к ошибкам и неудачам? Ошибки и неудачи бывают у всех людей, однако, не все умеют извлечь из них пользу, преодолеть их негативные последствия. Но нет, нет и нет в учебниках и программах по курсу ОБЖ рекомендаций как все это использовать.
Не было в учебниках и программах по ОБЖ и вопросов, посвященных межличностному общению, способам преодоления конфликтных ситуаций. А ведь именно конфликт является причиной многих инфарктов, инсультов и др. заболеваний, суицидальных исходов. Автор имеет собственный опыт преодоления конфликтов, которым хотел бы поделиться.
Не нашел я в учебниках и программах по ОБЖ и раздел по изучению УК РФ. Но ведь общеизвестно, что незнание законов не освобождает от ответственности. А элементарные знания последствий от тех или иных поступков может многих удержать или остановить в момент их совершения.
Итак, высказав свои соображения по содержанию данного предмета в учебниках и программах, я отказался от его преподавания. Однако, в ответ на это, директор школы заметил: «Никто не заставляет учить тебя по учебникам. Учи так, как считаешь нужным, тем более, что с твоими знаниями и опытом это принесет только пользу. Подготовь авторскую программу, утверди ее в учебно-методическом центре и занимайся по своей программе».
Поразмыслив над словами директора, вспомнив старое: «не согласен – возражай, возражаешь, – предлагай, предлагаешь, – делай», и, следуя заветам древних мудрецов: «до сорока лет – учись, а после сорока – учи», я и взялся за это дело. Разработал авторскую программу, утвердил ее в Учебно-методическом центре ЦУУ МКО, написал учебник по ОБЖ, разработал билеты для проведения итоговой аттестации учащихся 9 и 11-х классов по ОБЖ и в течение 1998 – 1999 учебного года апробировал их на занятиях в школе – лицея № 320.
Ниже приведена авторская программ по ОБЖ, утвержденная в Учебно-методическом центре ЦУУ МКО и апробированная в школе-лицее № 320 г. Москвы в 1998 – 1999 учебном году.
П Р О Г Р А М М А КУРСА
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ”
для 9 - 11 классов
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание настоящего курса в рамках данной программы предъявляет к преподавателям высокие требования как в области непосредственного знания способов самосовершенствования и обеспечения безопасности жизнедеятельности, так и в области применения этих знаний на практике в различных ситуациях. В программе допускается как специализация преподавателя по отдельным темам изучаемого курса, так и их универсализация в рамках настоящего курса. Настоящая программа составлена с учетом положений Московского базового учебного плана по физкультуре и основам безопасности жизнедеятельности.
Программа предусматривает отсутствие жесткой регламентации действий учителя, что призвано стимулировать творческое построение им учебного процесса, адаптированного к конкретным условиям. Программа допускает некоторые отклонения от нее в плане практической реализации при выполнении цели каждого этапа (года) обучения.
В программе по СОБЖ, содержащейся в настоящем документе, приводятся задачи каждого этапа обучения, его содержание и тематическое планирование.
II. ПОСТРОЕНИЕ КУРСА
В настоящей программе реализован проблемный подход (от практики к теории), который дает возможность достичь целей обучения при отсутствии или невыраженной мотивации учащихся при изучении предмета. Основной целью курса “Самосовершенствование и обеспечение безопасности жизнедеятельности” является формирование у школьников правильного понимания места и роли человека, смысла и цели его жизни, овладение ими приемов и способов самосовершенствования и обеспечения безопасности жизнедеятельности и получение практических навыков поведения в сложных ситуациях. Целью курса не является обучение учащихся основам обеспечения жизнедеятельности в традиционном понимании. При изучении курса учащиеся должны освоить различные приемы и способы самосовершенствования и обеспечения безопасности жизнедеятельности, получить практические навыки по их применению. В курсе также не ставится задача получения учащимися навыков военной службы, однако полученных ими знаний и умений будет достаточно для выполнения своего долга, как в Вооруженных Силах, так и в войсках МВД, ГО и ЧС и других организациях, а также для самостоятельного профессионального обучения.
Курс “СОБЖ” для 9-11 классов состоит из 3 этапов, содержание которых составляют (основные цели обучения).
1 этап (9 класс). Развитие у школьников навыков здорового образа жизни, использование в повседневной жизни простейших упражнений для развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости, овладение приемами саморегуляции и самовосстановления, совершенствования и сохранения здоровья, развития умственных и творческих способностей.
2 этап (10 класс). Изучение основ взаимоотношений с людьми, мер безопасности в повседневной жизни, самопомощи и первой помощи при авариях (катастрофах) и несчастных случаях, техники страховки при падении, нанесения ударов руками и ногами и проведения бросков. Развитие у школьников способности оказывать влияние на других людей, получение практических навыков безопасного поведения в быту, на улице, дорогах и на транспорте, в общении с природой и другими людьми, усвоение приемов страховки при падении, нанесения ударов руками и ногами и проведения бросков.
3 этап (11 класс). Изучение основ самоспасения и спасения пострадавших в чрезвычайных ситуациях, овладение приемами и способами самозащиты и защиты граждан при нападении или угрозе нападения со стороны других лиц.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
9 класс
(1 час в неделю, всего - 39 часов)
Основная цель обучения: приобретение устойчивых навыков здорового образа жизни, совершенствования и сохранения здоровья, развития умственных и творческих способностей.
Содержание обучения: изучение упражнений для развития в повседневной жизни силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости, личной гигиены сна, труда и отдыха, овладение приемами саморегуляции и самовосстановления, закаливания организма, массажа и самомассажа, освоение способов развития умственных и творческих способностей, совершенствования памяти и ораторских способностей, овладение скорочтением, умением воспитывать силу воли, управлять эмоциями, формировать собственный имидж и рационально относиться к ошибкам и неудачам в жизни.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать: упражнения для развития в повседневной жизни силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости, гигиену сна, труда и отдыха, приемы саморегуляции и самовосстановления, закаливания организма, массажа и самомассажа, способы развития умственных и творческих способностей, совершенствования памяти и ораторских способностей, скорочтения, воспитания силы воли, управления эмоциями, формирования собственного имиджа и рационального отношения к ошибкам и неудачам в жизни.
Учащиеся должны уметь: применять в повседневной жизни упражнения для развития силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости, соблюдать личную гигиену сна, труда и отдыха, использовать приемы и способы саморегуляции и самовосстановления, закаливания организма, массажа и самомассажа, развития умственных и творческих способностей, совершенствования памяти и ораторских способностей, скорочтения, воспитания силы воли, управления эмоциями, формирования собственного имиджа, рационального отношения к ошибкам и неудачам в жизни.
I четверть (9 часов)
1. Основы физического совершенствования в повседневной жизни: упражнения для развития силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости, дыхательные упражнения (5 часов).
2. Способы самовосстановления и саморегуляции (2 часа)
3. Основы здорового образа жизни. Личная гигиена сна, питания, труда и отдыха (2 часа).
II четверть (8 часов)
1. Закаливание организма: закаливание водой, солнечные и воздушные ванны, баня (2 часа).
2. Массаж: приемы массажа, программы массажа (6 часов).
III четверть (13 часов)
1. Основы самосовершенствования: самовнушение, воспитание силы воли, управление эмоциями, формирование рационального отношения к ошибкам и неудачам (4 часа).
2. Умение добиваться поставленной цели (2 часа).
3. Самоорганизация и образ жизни: управление временем, формирование собственного имиджа, личный магнетизм (3 часа).
4. Развитие умственных и творческих способностей (4 часа).
IV четверть (9 часов)
1. Совершенствование памяти: условия запоминания, улучшение концентрации внимания, техника ассоциаций, запоминание имен и лиц, метод мест, чтение и запоминание прочитанного (3 часа).
2. Овладение скорочтением: упражнения для развития внимания, устранения проговаривания читаемого, устранения непродуктивного возврата к прочитанному, расширения поля восприятия, повышения качества чтения (3 часа).
3. Развитие ораторских способностей (3 часа).
10 класс
(2 часа в неделю, всего - 78 часов)
Основная цель обучения: овладение учащимися основами регулирования взаимоотношений с людьми, приобретение устойчивых навыков соблюдения мер безопасности в повседневной жизни, овладение основами медицинских знаний и умений, необходимых для самопомощи и первой помощи при травмах и несчастных случаях и овладение необходимых навыков для применения приемов самозащиты.
Содержание обучения: изучение основ регулирования взаимоотношений с людьми, мер безопасности в повседневной жизни, самопомощи и первой помощи при травмах и несчастных случаях, техники самостраховки при падении, освобождения от захватов и нанесения ударов руками и ногами.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать: правила этикета и общения с людьми, факторы опасностей в повседневной жизни, меры безопасности в быту, порядок и правила самопомощи и первой помощи при травмах и несчастных случаях, технику самостраховки при падении, освобождения от захвата и нанесения ударов руками и ногами.
Учащиеся должны уметь: регулировать взаимоотношения с людьми, соблюдать меры безопасности в повседневной жизни, оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях, осуществлять страховку при падении, освобождаться от захватов, технически правильно наносить удары руками и ногами.
I четверть (18 чаcов)
1. Этикет: дома в семье, за столом, в гостях, на улице. Правила общения с людьми (2 часа).
2. Способы разрешения конфликтов (3 часа).
3. Отношения с начальством и управление людьми (2 часа).
4. Взаимоотношения полов (2 часа).
5. Физические и психологические основы развития ударной техники (9 часов).
II четверть (16 часов)
1. Меры безопасности на улице и в транспорте. Самопомощь и первая помощь при ранениях, переломах, вывихах, растяжениях связок, ушибах. Первая помощь при кровотечениях. Порядок наложения повязок на голову, грудь, живот, верхние и нижние конечности (6 часов).
2. Противопожарная безопасность. Самопомощь и первая помощь при ожогах (2 часа).
3. Меры безопасности при работе с электричеством. Первая помощь при поражении электрическим током. Доврачебная помощь при клинической смерти (3 часа).
4. Отработка техники нанесения ударов руками и ногами (5 часов).
III четверть (26 часов)
1. Инфекционные болезни, их профилактика и меры борьбы с ними (2 часа).
2. Самопомощь и первая помощь при обморожениях и общем замерзании (2 часа).
3. Предотвращение отравлений. Самопомощь и первая помощь при отравлении пищей, алкоголем, никотином, наркотическим средством, препаратами бытовой химии, вредными газами (2 часа).
4. Профилактика венерических заболеваний. Лечение болезней, передаваемых половым путем (2 часа).
5. Отработка техники нанесения ударов руками и ногами (12 часов).
6. Отработка техники блокирования ударов руками и ногами (6 часов).
IV четверть (18 часов)
1. Меры безопасности на воде. Спасение утопающих и первая помощь при утоплении (3 часа).
2. Меры безопасности при общении с природой. Самопомощь и первая помощь при укусах бешеными и ядовитыми животными и насекомыми и отравлениях ядовитыми растениями (2 часа).
3. Меры безопасности при общении с животными. Самопомощь и первая помощь при нападениях животных (2 часа).
4. Страховка при падении (1 час).
5. Отработка техники бросков (6 часов).
6. Отработка техники освобождения от захватов (4 часа).
11 класс
(1 час в неделю, всего - 39 часов)
Основная цель обучения: выработка у учащихся умения сохранять хладнокровие и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях, овладение приемами самозащиты и защиты граждан при нападении или угрозе нападения со стороны других лиц.
Содержание обучения: изучение факторов чрезвычайных ситуаций, средств и способов защиты от опасностей, вызванных этими ситуациями, изучение правил безопасного поведения дома и на улице, овладение способами избегания опасностей криминогенного характера и приемами самозащиты и защиты граждан, в случае если этих опасностей избежать не удалось.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать: факторы чрезвычайных ситуаций и способы самоспасения и спасения пострадавших при чрезвычайных ситуациях, способы предвидения, распознавания и избегания опасностей и защиты от них в том случае если избежать этих опасностей не удалось.
Учащиеся должны уметь: предвидеть, распознавать и оценивать грозящие опасности чрезвычайных ситуаций, определять средства и способы защиты от них, сохранять хладнокровие и психологическую устойчивость при их возникновении, избегать опасности криминогенного характера и защищаться в том случае если этих опасностей избежать не удалось.
I четверть (9 часов)
1. Опасности стихийных бедствий. Самоспасение и спасение пострадавших при стихийных бедствиях (3 часа).
2. Самоспасение и спасение пострадавших при взрывах и пожарах (3 часа).
3. Отработка приемов самозащиты от ударов руками (3 часа).
II четверть (8 часов)
1. Самоспасение и спасение пострадавших при авариях (катастрофах) с выбросом токсичных химических веществ. Средства защиты органов дыхания и кожного покрова (3 часа).
2. Самоспасение и спасение пострадавших при авариях (катастрофах) с выбросом радиоактивных веществ (2 часа).
3. Отработка приемов самозащиты от ударов ногами (3 часа).
III четверть (13 часов)
1. Правовые основы самозащиты. Предотвращения нападения со стороны других лиц (1 час).
2. Отработка приемов самозащиты от вооруженного нападения (8 часов).
3. Приемы самозащиты и защиты граждан с использованием специальных и аэрозольных средств (2 часа).
4. Самозащита и защита граждан с использованием огнестрельного оружия (2 часа).
IV четверть (9 часов)
1. Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке (2 часа).
2. Обеспечение безопасности при неблагоприятной эпидемиологической обстановке (2 часа).
3. Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке: во время эпидемий, при нахождении на территории ведения боевых действий, во время общественных беспорядков, в случае захвата в качестве заложника (3 часа).
4. Выживание в условиях автономного существования (2 часа).
Разработанный мной учебник по ОБЖ, который также, наряду с программой апробировался в 1998 – 1999 учебном году в школе-лицее № 320 г. Москвы, структурно состоит из семи разделов.
Первый раздел посвящен совершенствованию и поддержанию здоровья. В нем рассматриваются вопросы физического совершенствования, закаливания, проведения массажа, питания, здорового образа жизни.
Во втором разделе основное внимание уделено духовному и умственному развитию. В нем содержится материал по самовнушению, воспитанию силы воли, управлению эмоциями, отношению к ошибкам и неудачам, умению добиваться своей цели, самоорганизации и образу жизни, развитию умственных и творческих способностей, совершенствованию памяти, овладению скорочтением, развитию ораторских способностей.
В третьем разделе рассматриваются вопросы взаимоотношений между людьми. Здесь Вы найдете ответы в краткой форме на вопросы о том, как вести, себя дома, в семье, за столом, в гостях и на улице, как общаться с другими людьми, в том числе и с лицами противоположного пола, как регулировать конфликты и организовывать взаимоотношения с начальниками и подчиненными.
Четвертый раздел целиком посвящен мерам безопасности в повседневной жизни: дома, на улице, в транспорте, при общении с природой и с животными.
В пятом разделе рассматриваются вопросы самопомощи и первой помощи при ранениях, травмах, ожогах, несчастных случаях и заболеваниях.
В шестом разделе Вы найдете ответы на вопросы о том, как спастись самому и оказать помощь другим в чрезвычайных ситуациях: при стихийных бедствиях, авариях (катастрофах) на транспорте и производственных объектах, неблагоприятной экологической и социальной обстановках, а также в условиях автономного выживания.
Седьмой раздел посвящен вопросам самозащиты и защиты граждан от нападения других лиц с применением и без применения специальных средств и оружия, а также вопросам предотвращения нападения, правовым основам самозащиты и законам УК РФ.
В учебнике приведены многочисленные высказывания великих людей по тому или иному вопросу, многочисленные исторические примеры. Книга хорошо иллюстрирована, содержит список использованной и рекомендуемой литературы более 100 наименований.
Учебник предназначен для учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, техникумов, колледжей, студентов высших учебных заведений, лиц, интересующихся вопросами самосовершенствования и обеспечения безопасности жизнедеятельности и самостоятельно работающих над развитием своих умственных, физических и духовных способностях, а также для преподавателей ОБЖ.
В отличие от большинства пособий по данной тематике, издававшихся в последнее время в стране и за рубежом, в данном учебнике дается систематизированное изложение вопросов самосовершенствования и обеспечения безопасности жизнедеятельности, основанное не на абстрактных предположениях, голословных выводах и ничем не подкрепленных рекомендаций, а исходя из моего собственного опыта совокупности имеющихся у меня теоретических знаний и практических навыков и умений, полученных при обучении в высших военных и гражданских учебных заведений, во время службы в войсках на различных должностях (в том числе и на должности начальника физической подготовки и спорта части), непосредственно при занятиях различными видами спорта, инструкторской и судейской деятельностью в подводном плавании, руководстве спортивным клубом восточных единоборств, преподавании физкультуры и ОБЖ в школе.
Наряду с авторской программой и учебником, мной была создана фильмотека, в которую вошли фильмы любезно предоставленные мне заместителем академии гражданской защиты МЧС России по научной работе полковником Бариновым Александром Васильевичем, а также Президентом Международного Союза каратэдо Дзёсинмон-Шоринрю Маряшиным Юрием Евгеньевичем.
Конечно, я понимаю, что и авторская программа и учебник не лишены недостатков, однако, тем не менее, я считаю, что они вполне могут служить как справочное руководство для обучения возможным вариантам действий в тех или иных условиях обстановки. Тем более что мне есть что сказать и есть чему научить. Всю свою сознательную жизнь я постоянно стремился к знаниям и самосовершенствованию. Окончил Пермское высшее военное командное училище, адъюнктуру в Военной Академии имени Ф.Э. Дзержинского, досрочно защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, МГУ имени М.В. Ломоносова (факультет вычислительной математики и кибернетики), курсы в Академии администраторов образования по специальности "«Менеджер образования"», курсы скорочтения, интенсивного обучения иностранного языка, программирования, по работе в Internet и т.п. За время учебы и службы в войсках выполнил нормативы первого разряда по боксу и военному троеборью, вторые разряды по кроссу, лыжам, полосе препятствий, гирям. Был чемпионом Пермского высшего военного училища по боксу в весовой категории до 54 кг и неоднократным призером по военному троеборью. Являлся инструктором подводного спорта и судьей по подводному спорту II категории. Во время службы в войсках исполнял должность начальника физической подготовки и спорта части, был членом охотничьего общества, принимал участие в играх за сборную дивизии по футболу. В настоящее время я являюсь председателем клуба по изучению восточных единоборств и имею квалификацию 1 Дан-хо (черный пояс) по каратэ. Мои ученики неоднократные победители и призеры первенства города Москвы по каратэ-кумитэ среди школьников. Так что все, чему я учу и о чем говорю на этих страницах не есть плод воображения, а является синтезом знаний и опыта, приобретенных мною как в процессе обучения, так и в практической работе в войсках, вузе, школе, спорте.
Если у Вас возникли вопросы по излагаемому в статье материалам или кто заинтересован в более глубоком изучении предмета ОБЖ или же у кого возникло желание заниматься восточными единоборствами под моим руководством, я приглашаю в школу лицей № 320 и в клуб по изучению восточных единоборств по адресу: ул. Новая Басманная, д. 6, тел. для справок 975–1641, 975-4331, 566-0334.