кандидат технических наук, СНС,
инструктор по каратэ (1 дан-хо, черный пояс)
подполковник запаса Микрюков В. Ю.
ПОГОВОРИМ ОБ ОБЖ СЕРЬЁЗНО
Проводится определение концепции, цели и задач изучения курса ОБЖ, анализ видов, форм и методов преподавания курса, а также выявление существующих проблем преподавания курса ОБЖ в школе и путей их решения.
Прежде чем начать разговор о преподавании ОБЖ в школе, давайте определимся с концепцией, т.е. с системой взглядов на курс в целом. К сожалению, ни в одной из существующих на сегодняшний день программ по ОБЖ концепция курса не выделена достаточно четко и ясно. Так, в программе по ОБЖ 1991 года записано, что «курс направлен на приобретение учащимися знаний и умений по защите жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих их безопасности условиях». В программах 1994 и 1997 г.г. отмечается, что «системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призваны подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайных ситуаций с наименьшими потерями» и далее в пояснительной записке: «В процессе изучения данного курса учащиеся ознакомятся с общими характеристиками чрезвычайных ситуаций, их последствиями, получат сведения об организации Российской системы защиты от последствий чрезвычайных ситуаций, знания по основам здорового образа жизни, гражданской обороне, об обороне государства и воинской обязанности граждан, приобретут практические навыки оказания само- и взаимопомощи в условиях чрезвычайных ситуаций». В основе концепции программы И.К. Топорова лежит идея создания интегративного школьного курса как составной части человековедения – науки о человеке. Программа Министерства Обороны РФ нацеливает учащихся на получение знаний об обороне государства и овладение элементами военной подготовки. Программа Бубнова В.Г. предполагает получение учащимися знаний о чрезвычайных ситуациях, которые возникают в повседневной жизни и овладение ими основами первой медицинской помощи, позволяющими сохранить жизнь пострадавшим людям.
Однако если серьезно вдуматься в смысл этих концепций, то можно прийти к выводу, что все они нацелены на приобретение учащимися знаний и навыков о том, как действовать в той или иной типичной ситуации (землетрясении, урагане, наводнении, пожаре, аварии и т.п.) типичному человеку. Однако жизнь многообразна в своих проявлениях, и люди у нас разные. Конечно, за всю историю человечество накопило огромные знания о чрезвычайных ситуациях, но, повторюсь, жизнь многообразна в своих проявлениях и любая чрезвычайная ситуация не повторяется с точностью до мельчайших деталей. При этом в каждой ситуации люди в силу своего характера, привычек, национальных особенностей ведут себя по-разному. А на то чтобы человеку принять правильное решение, от которого зависит жизнь и безопасность не только его, но и окружающих его людей, иногда отводятся доли секунды. Это Вам не как в известной игре нажмите на кнопку, если загорится красный свет, – Вы убиты, если зеленый – можете двигаться дальше.
На наш взгляд концепцией преподавания курса ОБЖ в школе должно стать понимание учащимися общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избегать ее. При необходимости – действовать». И тогда отпадут многие, ненужные, на наш взгляд разделы и темы и, наоборот, появятся новые, знание которых необходимо для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Так, если Министерство Обороны считает, что в курс ОБЖ необходимо внести вопросы военной службы, то и давайте относиться к военной службе соответствующим образом, – предвидеть эту опасность, по возможности избегать ее и т.д. Ну а если оно серьезно относится к курсу ОБЖ, то, наверное, должно внести в изучении курса раздел о том, как противостоять армейской «дедовщине» и произволу начальников в офицерских погонах, а не заниматься в рамках часов, отведенных на курс, изучением вопросов размещения военнослужащих, обязанностей дневального и дежурного по роте и т.п. (на наш взгляд изучение этих вопросов должно быть вынесено в отдельный курс и изучаться факультативно только с теми, кто решил посвятить свою дальнейшую жизнь военной службы). В то же время, исходя из концепции преподавания курса ОБЖ в школе, очень точно сформулированной Я. Палкевичем, в него должны войти разделы и темы, посвященные вопросам совершенствования мыслительной деятельности, развития памяти, внимания и т.п., то есть всего того, что способствует принятию правильных решений человеку, находящемуся в экстремальной ситуации.
Теперь, после того как мы определились с концепцией преподавания курса ОБЖ в школе, естественно определить цель изучения этого курса. Обратимся опять к существующим программам по курсу ОБЖ. Так в программе по ОБЖ 1994 года записано, что «в силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс нацелен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам деятельности, в том числе к военной службе». В программе по ОБЖ 1997 года отмечается, что «основной задачей подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций является обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты».
Но, как уже отмечалось выше, человек, как индивид, характеризуется своими собственными чертами характера, поведения, менталитетом, скоростью реакции, антропологическими данными, наконец. Поэтому ставить перед ним цель приобретения однотипных знаний, умений и навыков, физических и психологических качеств, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания и внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам деятельности, на наш взгляд, недостижимо (если взять, к примеру, девушек, то, сколько бы Вы не готовили их к потенциально опасным видам деятельности, вряд ли большинство из них будет готово и выберет для себя эту деятельность), ну а обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций неразумно. Как в свое время хлестко заметил Вольтер по поводу этикета: “Этикет - это разум для тех, кто его не имеет”, так и мы можем заметить, что обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций – это обучение людей тому, как действовать, не полагаясь на собственный ум и интуицию.
Поэтому, на наш взгляд, целью преподавания курса ОБЖ в школе, является формирование у школьников правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение ими приемами и способами самосовершенствования и основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей. Иными словами цель преподавания курса ОБЖ в школе – это подготовка физически, духовно и морально развитых людей, способных обезопасить свое существование в этом непростом мире, знающих свое место и роль в жизни, понимающих ее смысл и готовых к труду на благо себя, своей Родины и других людей, исходя из собственных сил и возможностей.
Эта цель может быть достигнута только при условии правильного ее понимания всеми звеньями управления преподаванием ОБЖ, от разработчиков программ и учебников и учителей до методистов и начальников управления образованием. Однако, как показал анализ программ и учебников по ОБЖ, не все лица, оказывающие влияние на преподавание курса ОБЖ в школе, четко и ясно представляют себе эту цель. Для одних эта цель заключается в подготовке молодежи к военной службе, для других цель видится в хорошей физической подготовке, третьи во главу угла ставят овладение учащимися основами медицинских знаний, четвертые главное видят в овладении учащимися навыками действий при стихийных бедствиях или авариях на производстве и транспорте. Положение усугубляется тем, что до настоящего времени еще не созданы повсеместно в педагогических вузах факультеты по подготовке учителей-предметников ОБЖ. Вот и получается как в известной басне по лебедя, рака и щуку. Назначается на должность преподавателя ОБЖ бывший или действующий спортсмен и начинает он заниматься со школьниками преимущественно прикладной физической подготовкой, приходит в школу бывший военный и получает школа преимущественное развитие начальной военной подготовки в рамках ОБЖ, представитель МЧС больше внимания уделяет стихийным бедствиям и авариям на производстве и транспорте и т.д. Еще хуже идут дела в плане изучения курса ОБЖ в тех школах, где он интегрирован в другие предметы. В этом случае можно говорить о полном отсутствии преподавания курса как такового. Поэтому пока не будет достигнуто правильного понимания цели курса ОБЖ всеми звеньями управления преподаванием этого курса, ни о каком успехе в плане подготовки физически, духовно и морально развитых людей, способных обезопасить свое существование в этом непростом мире, знающих свое место и роль в жизни, понимающих ее смысл и готовых к труду на благо себя, своей Родины и других людей, исходя из собственных сил и возможностей, не может быть и речи.
Как известно, организация преподавания любого курса в школе включает:
Ø разработку и согласование всеми звеньями управления преподаванием курса программ и учебников, выработку этими звеньями единых взглядов на задачи, виды, методы и формы изучения курса;
Ø планирование изучения курса;
Ø оснащение школы необходимыми тренажерами и оборудованием.
Учебная программа – это документ, в котором в соответствии с требованиями к будущему выпускнику школы определено содержание обучения и наиболее целесообразные способы организации его усвоения учащимися. В ней в сокращенном и свернутом виде зафиксирован достигнутый человечеством опыт, предназначенный для передачи в ходе обучения и воспитания. Программа как бы утверждает: изучай то-то и то-то и осваивай то-то и то-то, и будет достигнут успех в подготовке по данному курсу. Другими словами, в учебной программе хранится как общечеловеческий, так и педагогический опыт.
Анализ существующих программ по ОБЖ показал, что в них основное внимание уделяется изучению истории вопроса возникновения той или иной чрезвычайной ситуации, ее физическим основам и причинам возникновения. Безусловно, эти вопросы интересны и полезны, однако есть целый ряд учебных дисциплин, в которых изучаются и должны изучаться эти вопросы (история, химия, физика, география и др.), а там, где надо действовать, надо учить тому, что надо делать и, самое главное, как делать, чтобы обеспечить собственную безопасность и безопасность окружающих людей.
В то же время, изучение таких, важных на наш взгляд вопросов, например, как совершенствование своих умственных способностей, укрепление памяти, овладение ораторским искусством, управление эмоциями, достижение поставленной цели, преодоление конфликтных ситуаций, правильное отношение к ошибкам и неудачам, согласование своих действий и действий других людей с законом и др. в существующих программах по ОБЖ явно не просматривается. А ведь это одни из важнейших вопросов, напрямую связанных с безопасностью жизнедеятельности. Овладев этими знаниями, учащиеся смогут с успехом противостоять мошенникам и демагогам, шантажистам и вымогателям, сектантам и скандалистам, да и сами смогут найти правильный путь в жизни, свободный от всякого рода неправильных и неблаговидных поступков, имеющих негативные последствия.
На наш взгляд, программа курса ОБЖ должна предусматривать следующие требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате изучения курса ОБЖ по выпуску из учебного заведения учащиеся должны знать:
ü упражнения для развития в повседневной жизни силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
ü гигиену труда и отдыха;
ü приемы саморегуляции и самовосстановления, закаливания организма, массажа и самомассажа;
ü способы развития умственных и творческих способностей, совершенствования памяти и ораторского искусства, воспитания силы воли, управления эмоциями, рационального отношения к жизненным ошибкам и неудачам;
ü правила этикета и общения с людьми;
ü факторы опасностей в повседневной жизни;
ü меры безопасности в быту;
ü правила дорожного движения;
ü порядок и правила самопомощи и первой помощи при травмах и несчастных случаях;
ü технику самостраховки при падении, освобождения от захватов, нанесения ударов и постановки блоков руками и ногами;
ü факторы чрезвычайных ситуаций и способы самоспасения и спасения пострадавших при чрезвычайных ситуациях;
ü способы предвидения, распознавания и избежания опасностей и защиты от них в том случае, если избежать этих опасностей не удалось.
Наряду со знаниями, выпускники учебных заведений, прошедшие подготовку по курсу ОБЖ, должны уметь:
ü применять в повседневной жизни упражнения для развития силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
ü соблюдать гигиену труда и отдыха;
ü использовать приемы и способы саморегуляции и самовосстановления, закаливания организма, массажа и самомассажа, развития умственных и творческих способностей, совершенствования памяти и ораторского искусства, воспитания силы воли, управления эмоциями, рационального отношения к ошибкам и неудачам;
ü регулировать взаимоотношения с людьми;
ü соблюдать меры безопасности в повседневной жизни;
ü оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
ü осуществлять страховку при падении;
ü освобождаться от захватов;
ü технически правильно наносить удары и ставить блоки руками и ногами;
ü предвидеть, распознавать и оценивать грозящие опасности чрезвычайных ситуаций, определять средства и способы защиты от них, сохранять хладнокровие и психологическую устойчивость при их возникновении;
ü избегать опасностей криминогенного характера и защищаться в том случае, если этих опасностей избежать не удалось.
Безусловно, программа по курсу ОБЖ должна предусматривать отсутствие жесткой регламентации действий учителя с тем, чтобы стимулировать творческое построение им учебного процесса, адаптированного к конкретным условиям. Кроме того, программа должна допускать некоторые отклонения от нее в плане практической реализации при выполнении цели каждого этапа (года) обучения.
Следует заметить, что любая программа – это информационная модель вполне определенного опыта человеческой продуктивной и педагогической деятельности. Причем модель эта не полная и не подробная, а укрупненная, эскизная, в которой основные разделы и темы изучаемого курса лишь названы, но их содержание не раскрыто. Последнее – задача учебников и учебных пособий, являющихся полными информационными моделями педагогических систем. Анализ содержания существующих до настоящего времени учебников и учебных пособий по курсу ОБЖ (Топорова И.К., Сюнькова В.Я. и др.) показал, что наряду со всеми недостатками, присущими программам курса, эти учебники и учебные пособия характеризуются следующим.
Во-первых, пишут эти учебники, как выяснилось, в основном, люди, никогда не преподававшие курс ОБЖ ни в школе, ни в вузе. Поэтому по изложению эти учебники ближе к монографиям, где нет распределения материала по разделам, темам и вопросам в соответствии с бюджетом времени, выделенного как в целом на курс, так и на отдельный урок или лекцию. Структура этих учебников произвольная, по ним очень трудно давать задания учащимся. Некоторые темы в этих учебниках описаны весьма подробно (например, такие темы, как «Воинская обязанность граждан и военная служба», «Устойчивость работы промышленных объектов»), другие же упоминаются лишь вскользь или не упоминаются вообще (например, такие темы, как «Взаимоотношения между людьми», «Духовное и умственное развитие», «Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий, во время общественных беспорядков, в случае захвата в качестве заложника», «Необходимые знания закона» и др.). При этом целесообразность той или иной темы этими авторами не исследовалась. Ряд тем, явно не связанных с концепцией курса, дается как бы «на всякий случай», «для общего развития» (например, такие темы, как «Запас Вооруженных Сил», «Оценка устойчивости работы промышленных объектов» и т.п.). При изложении материала больше внимания отводится тому, что надо делать в тех или иных чрезвычайных ситуациях и очень мало говорится о том, как это делать. Избыточная информация делает материал этих учебников трудно усваиваемым и неинтересным для учащихся.
В связи с этим автор статьи разработал собственную программу и учебник по курсу ОБЖ, которые он апробировал в 1998 – 1999 учебном году в школе № 320 с лицейскими классами.
Структурно учебник, посвященный основам безопасности жизнедеятельности, состоит из семи разделов.
Первый раздел посвящен совершенствованию и поддержанию здоровья. В нем рассматриваются вопросы физического совершенствования, закаливания, проведения массажа, питания, здорового образа жизни.
Во втором разделе основное внимание уделено духовному и умственному развитию. В нем содержится материал по самовнушению, воспитанию силы воли, управлению эмоциями, отношению к ошибкам и неудачам, умению добиваться своей цели, самоорганизации и образу жизни, развитию умственных и творческих способностей, совершенствованию памяти, овладению скорочтением, развитию ораторских способностей.
В третьем разделе рассматриваются вопросы взаимоотношений между людьми. Здесь Вы в краткой форме найдете ответы на вопросы о том, как вести, себя дома, в семье, за столом, в гостях и на улице, как общаться с другими людьми, в том числе и с лицами противоположного пола, как регулировать конфликты и организовывать взаимоотношения с начальниками и подчиненными.
Четвертый раздел целиком посвящен мерам безопасности в повседневной жизни: дома, на улице, в транспорте, при общении с природой и с животными.
В пятом разделе рассматриваются вопросы самопомощи и первой помощи при ранениях, травмах, ожогах, несчастных случаях и заболеваниях.
В шестом разделе Вы найдете ответы на вопросы о том, как спастись самому и оказать помощь другим в чрезвычайных ситуациях: при стихийных бедствиях, авариях (катастрофах) на транспорте и производственных объектах, неблагоприятной экологической и социальной обстановке, а также в условиях автономного выживания.
Седьмой раздел посвящен вопросам самозащиты и защиты граждан от нападения других лиц с применением и без применения специальных средств и оружия, а также вопросам предотвращения нападения, правовым основам самозащиты и изучению законов УК РФ.
В учебнике приведены многочисленные высказывания великих людей по тому или иному вопросу, многочисленные исторические примеры. Он хорошо иллюстрирован, содержит список использованной и рекомендуемой литературы, насчитывающий более 100 наименований.
Планирование изучения курса ОБЖ в школе представляет собой заблаговременную разработку документов с определением конкретных задач, мероприятий, форм и методов изучения курса в интересах подготовки физически, духовно и морально развитых людей, способных обезопасить свое существование в этом непростом мире, знающих свое место и роль в жизни, понимающих ее смысл и готовых к труду на благо себя, своей Родины и других людей, исходя из собственных сил и возможностей. Основными задачами, от решения которых зависит успех в достижении цели преподавания курса ОБЖ в школе, на наш взгляд, являются следующие:
I. Задача непрерывного совершенствования курса путем включения в него новых актуальных тем и исключения старых, потерявших свою актуальность, а также задача варьирования тематики курса, исходя из местных, национальных и других особенностей;
II. Задача систематического отслеживания за изменениями информации по курсу, взглядами специалистов по тем или иным разделам курса;
III. Задача поддержания устойчивого взаимодействия школы с организациями МО, МВД, ГО и ЧС, другими заинтересованными в изучении школьниками курса ОБЖ организациями и ведомствами;
IV. Задача предвидения и целесообразного применения перспективных видов, методов и форм обучения в условиях высокодинамичного социального и научно-технического прогресса, развития собственных возможностей общеобразовательных учреждений и возможностей педагогической науки и практики;
V. Задача всестороннего обеспечения учебного процесса по курсу ОБЖ учебными пособиями, тренажерами, методиками и т.п.
Решение этих задач достигается проведением ряда мероприятий. В общем случае все мероприятия по изучению любого курса в школе можно подразделить на следующие виды:
1. Учебный процесс.
2. Научно-исследовательская работа.
3. Стажировка в должности.
4. Постоянное членство в организации.
Учебным процессом в том или ином его виде охвачены 100% учащихся школ. При этом, как ни странно, в 99% школ, в которых нам довелось побывать, основным и единственным видом обучения по курсу ОБЖ является учебный процесс, причем в единственной классно-урочной форме, а о научно-исследовательской работе, стажировке в должности или о постоянном членстве учащихся в организациях, так или иначе связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности, в этих школах и не слыхивали.
И это при всем при том, что научно-исследовательская работа позволяет изучить влияния той или иной формы и метода обучения на качество усвоения конкретной темы по ОБЖ, определить приемлемые формы и методы обучения в том или ином классе, перспективы совершенствования курса, прогнозирование потребностей в изучении конкретных тем курса, анализ достижений науки и техники в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и многое другое. При этом научно-исследовательская работа может проводиться не только расчетным и лабораторным путем, но и в виде анализа состояния и перспектив развития той или иной темы курса на основе собранного материала, как учителями-предметниками, так и учащимися старших классов, а ее результаты могут быть представлены в виде докладов на уроках, специальных семинарах и конференциях, в виде публикаций в бумажных и электронных изданиях.
А стажировка в должности? Стажировка в должности предполагает привлечение учащихся старших классов к работе по оказанию помощи специалистам МЧС по ликвидации последствий аварий, милиции по поддержанию общественного порядка, пожарным по контролю за соблюдением мер пожарной безопасности, врачам и медсестрам по уходу за больными. Кроме того, по желанию самих учащихся и по согласованию с Министерством Обороны, стажировка отдельных учащихся может проходить в одной из воинских частей. В любом случае эта стажировка может и должна быть организована в каждой школе и официально отражена в школьных документах. Где, как не в реальной практической работе по оказанию помощи милиции, пожарным, специалистам МЧС, врачам и медсестрам можно отработать вопросы, напрямую связанную с обеспечением безопасности жизнедеятельности? Тем более, исходя из нынешней криминогенной ситуации в стране, а также в связи с захлестнувшей страну волной терроризма и насилия, эта помощь будет оценена по достоинству и принесет двойную пользу, как в плане обеспечения безопасности окружающих людей, так и в плане подготовки школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях. По результатам стажировки должен быть получен отзыв на каждого учащегося из организаций, в которых они проходили стажировку и оценка за стажировку должна учитываться при выставлении итоговой оценки по ОБЖ в аттестат зрелости, а отзыв организации – в характеристике выпускника школы.
Так же, как и стажировка в должности, постоянное членство в организации может и должно быть организовано за счет привлечения учащихся к работе в одном из военно-спортивных клубов. Эта работа может быть организована как на базе школы, например, как это сделано в школе № 320, где ученики, занимаются в секции по изучению боевых искусств и уже привлекались к выступлению в составе сборной страны на чемпионате Евразии, так и на базе других организаций и учреждений, непосредственно связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности (общество «Динамо», клубы «Юный пожарный», «Турист» и др.)
Если говорить о методах обучения, то основными методами обучения курсу ОБЖ в школе, наш взгляд, должны стать наглядные (кинофильмы и компьютерные программы), и практические (а не словесные, как в большинстве школ!). Меньше всего в изучение курса следует уделять словесным методам. Все основное учебное время должно быть отведено на показ и отработку практических действий. О том, что вербальное обучение обладает чрезвычайно низкой эффективностью стало ясно уже в XVII веке, благодаря выдающимся трудам Я.А. Коменского. Ему на смену пришло наглядное обучение с известной поговоркой «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!». Но и наглядное обучение уступает деятельностному подходу к организации обучения, который также можно выразить поговоркой «Лучше один раз выполнить действие, чем сто раз увидеть, как оно выполняется». Конечно, тяжело, а в некоторых случаях и невозможно смоделировать действия, например при землетрясении, урагане, аварии, но действия по надеванию противогаза, применению приемов самозащиты от безоружного и вооруженного противника, проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, наложению повязок, работе с ВПХР и индивидуальным дозиметром можно организовать и должно быть организовано практически.
Важную роль в изучении курса ОБЖ играет правильный выбор формы обучения. При этом, если изучение таких тем, как физическое совершенствование, основы закаливания, гигиена питания, техника проведения массажа, гигиенический режим труда и отдыха, борьба с вредными привычками, самосовершенствование, духовное и умственное развитие, основы взаимоотношений с людьми, меры безопасности в повседневной жизни и т.п., возможно в классно-урочной форме, то изучение таких тем, как оказание первой помощи при ранениях, травмах и несчастных случаях, самозащита и защита граждан при нападении или угрозе нападения со стороны других лиц, целесообразнее всего проводить в индивидуально-групповой форме, а изучение темы самоспасения и спасения пострадавших в чрезвычайных ситуациях – с использованием различных форм обучения – индивидуально-групповой, классно-урочной, экскурсий, консультаций.
В плане качественного изучения курса ОБЖ целесообразно организовать посещение учащимися одного из управлений ГО и ЧС, поста ГИБДД, пожарной части, медицинского учреждения с целью получения ими наглядного представления о работе сотрудников ГО и ЧС по ликвидации последствий аварий, инспекторов дорожно-постовой службы по обеспечению безопасности на улице, работе пожарных по ликвидации возгорания и обеспечению пожарной безопасности, медицинских работников по оказанию первой помощи при травмах и несчастных случаях; совершить под руководством преподавателя одно- двухдневный поход с целью получения учащимися навыков общения с природой; отработать действия по сигналам тревоги во время школьных занятий; провести военно-спортивные, пожарно-прикладные игры и занятия в школе с привлечением специалистов из МО, МВД, МЧС, пожарной охраны; привлечь учащихся к работе в одном из клубов «Юный пожарный», «Турист» и т.п.; организовать в школе проведение научных и деловых игр, конференций, семинаров, конкурсов и других научных мероприятий с приглашением специалистов и заинтересованных лиц и т.п.
Следует отметить, что преподавание курса ОБЖ предъявляет к учителям высокие требования как в области непосредственного знания способов обеспечения безопасности жизнедеятельности, так и в области применения этих знаний на практике. Однако опыт моего общения с коллегами на различного рода собраниях и совещаниях показал, что в большинстве своем это бывшие военруки, ратующие за преподавание курса ОБЖ в рамках начальной военной подготовки и не способные, в силу своего возраста, обучать некоторым темам курса (например, практически отрабатывать с учениками приемы самозащиты от безоружного и вооруженного противника). Кроме того, среди моих коллег есть и несколько женщин, которые не владеют приемами самозащиты и никогда в армии не служили.
Ну, что касается обучения уставам и строевым приемам в рамках курса ОБЖ я, думаю, наше отношение понятно. Мы считаем, что тема военной службы должна быть вынесена за рамки курса ОБЖ, и занятия по этой теме должны проводиться факультативно лишь с теми, кто решил посвятить себя военной службе. А если уж обучать безопасности жизнедеятельности в армейских условиях, то обучать нужно, в первую очередь, тому, как уберечься от «дедовщины» и произвола начальников в офицерских погонах, чему, к сожалению, никто и нигде не учит, в том числе и в армии, хотя общеизвестно, что большинство случаев смерти солдат в мирное время напрямую связано с «дедовщиной». Наша страна провозгласила курс на профессиональную армию. Тогда зачем поголовно прививать школьникам знания уставов и строевых приемов? Давайте тогда в рамках курса ОБЖ обучать и профессиям милиционера, пожарного, железнодорожника и т.п., связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности многих людей. Но это так, кстати, как говорил один из премьер-министров.
А вот что касается обучения таким специфическим навыкам, как противодействие невооруженному и вооруженному противнику, развитие силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости и др., т.е. тому, чему кто, в силу возрастных, кто в силу других особенностей (например, не все женщины – преподаватели курса ОБЖ способны обучать технике нанесения ударов и постановке блоков руками и ногами), то здесь, на наш взгляд, решением проблемы является широкое привлечение специалистов из МВД, ГО и ЧС, пожарной охраны, которые, как показал наш опыт, с удовольствием идут на контакты с учениками, а их уроки отличаются высоким профессионализмом. К сожалению, этот огромный потенциал большинство школ не используют. Ну, хорошо, не во всех населенных пунктах есть клубы рукопашного боя, управления ГО и ЧС, военные училища, но ведь во всех поселках есть милиция, пожарная охрана, сотрудники которых с удовольствием проведут занятия со школьниками и поделятся с ними своим опытом. С другой стороны, активная деятельность школы по налаживанию связей с организациями и ведомствами, так или иначе связанными с обеспечением безопасности жизнедеятельности позволит многим учащимся пройти стажировку в этих организациях, во время которой под руководством опытных наставников они смогут приобрести необходимые навыки и умения.
В этом плане я хотел бы поделиться опытом организации взаимодействия школы № 320 с лицейскими классами г. Москвы по организации взаимодействия с другими организациями и ведомствами. Так, например, нашей школой организовано взаимодействие в плане обучения учащихся ОБЖ с 92 отделением милиции (начальник – подполковник милиции Шишов Валентин Михайлович), 14 пожарной частью (начальник – майор Бондаренко Игорь Николаевич), 4 отделом госпожнадзора (начальник – полковник Иванов Владимир Петрович), детской поликлиникой № 5 (заведующая школьным отделением Инюшкина Галина Ильинична), Красносельским районным управлением (начальник управления Байков Борис Иванович, первый заместитель Квасов Александр Петрович), Академией гражданской защиты МЧС России (заместитель начальника академии по УНР – полковник Баринов Александр Васильевич), Департаментом мероприятий по защите населения МЧС России (заместитель начальника департамента – полковник Пучков Владимир Андреевич), Главным управлением ЧС г. Москвы (начальник отделения – полковник Жуков Юрий Александрович), штабом ГО управления образованием г. Москвы (начальник штаба Курников Михаил Иванович), УМЦ ЦАО (мастер производственного обучения Кочаровский Илья Борисович), Военной академией имени Петра Великого (начальник отделения – подполковник Павлушенко Михаил Иванович), гостехнадзором России (начальник инспекции Сёмин Анатолий Семенович), Международным Союзом Дзёсинмон-Шоринрю каратэдо (Президент Маряшин Юрий Евгеньевич) и многими другими (всех не перечислишь, даже с церковью св. Петра и Павла и отцом Стефанием, в частности, организовано взаимодействие в интересах приобретения школьниками душевного спокойствия и равновесия). Представители всех этих организаций периодически выступают в школе по свойственной им тематике курса ОБЖ, да и сам автор этих строк периодически выступает в других организациях и школах по вопросам курса ОБЖ, а в плане организации взаимодействия им готовится к защите докторская диссертация под названием «Теория и практика организации взаимодействия высших и средних учебных заведений».
Оснащение школы необходимыми тренажерами и оборудованием. Говоря об оснащении школы необходимыми тренажерами и оборудованием, я затронул одну из важных тем, которая возникает не только у преподавателей ОБЖ, но и у преподавателей физики, химии, информатики, физкультуры и др. Следует заметить, что многие учителя сетуют на то, что у них нет необходимого оборудования для проведения занятий и поэтому они, выступая в роли Архимеда, говорившего: «Дайте мне точку опоры и я переверну весь мир», заявляют: «Дайте нам оборудование, а уж тогда-то мы будем проводить занятия на самом высоком уровне». Правда, как говорил один известный киногерой: «меня терзают смутные сомнения», а не попросил бы Архимед после того, как ему дали одну точку опоры еще одну, дополнительно. Так и с этими учителями: а не попросили бы они вместо одних тренажеров другие и не стали бы требовать оборудования спецкласса, спецполосы и т.п.? Как говорится, желание – это тысяча возможностей, отсутствие желания – тысяча причин.
Меня всегда удивляло требование некоторых учителей предоставить им дополнительные условия для проведения занятий. Лично для меня главным был вопрос о том, чему учить.
Например, после того, как директор школы Котельников Юрий Семенович предложил мне в 1996 году вести курс ОБЖ, то я, ознакомившись предварительно с существующими программами и учебниками по курсу, ответил отказом, вести курс по ним по причинам, изложенным выше.
Однако вместо того, чтобы поставить точку на преподавании предмета, я разработал собственную программу и учебник и с успехом использую их при обучении учащихся основам безопасности жизнедеятельности.
Так и отсутствие какого-либо инвентаря для меня никогда не было преградой для преподавания. Например, когда в 1991 году я организовывал работу клуба по изучению восточных единоборств в школах г. Москвы и Московской области, то на вопрос директоров школ о том, что мне нужно для проведения занятий, я отвечал: «Ничего, кроме обычной классной комнаты или любого другого помещения». И то это было связано с тем, что в нашем виде боевых искусств дети занимаются босиком, а, как известно, погода нас в нашей стране не балует. И только потом, когда уже вовсю шли занятия, мы силами самих занимающихся создавали тренажеры, приобретали оборудование, снаряжение.
Точно также и при проведении занятий по ОБЖ. Для того, чтобы организовать эти занятия мне нужно было только согласие на то, чтобы учить школьников тому, что я считаю нужным, а уж как и где их этому обучить – в этом проблемы для меня нет. Например, затянувшийся в силу отсутствия финансирования ремонт класса ОБЖ никоим образом не повлиял на качество проводимых занятий. Для их проведения я приспособил класс информатики, в котором я провожу занятия по информационным технологиям с учащимися 10 – 11 классов. Установил в классе телевизор с видеомагнитофоном, на компьютеры инсталлировал электронную версию своего учебника по ОБЖ – и никаких проблем. Кстати, пользуясь случаем, я хочу на страницах этого журнала поблагодарить заместителя начальника Академии гражданской защиты МЧС России полковника Баринова Александра Васильевича, начальника лаборатории Петрова Владимира Леонардовича, заведующую фильмотекой ЦУО г. Москвы Пустынникову Лидию Петровну за оказанную и оказываемую мне помощь в организации проведения занятий по ОБЖ. С их помощью мне удалось создать фильмотеку по ОБЖ, включающую несколько десятков фильмов (см. таблицу), которую с успехом используют при поведении занятий по ОБЖ не только я, но и мои коллеги из других школ, которым я предоставляю возможность пользоваться записями.
Таблица
Каталог видеофильмов, используемых при проведении занятий
в школе № 320
№ п/п |
Тематика и названия видеофильмов |
Продолжит. (мин.) |
|
Первая медицинская помощь |
|||
1. |
Первая помощь при кровотечениях. |
17 мин. |
|
2. |
Первая помощь при переломах. |
14 мин. |
|
3. |
Первая помощь при ожогах. |
18 мин. |
|
4. |
Между жизнью и смертью (первая помощь при клинической смерти). |
19 мин. |
|
5. |
Безопасность и выживание (клещевой энцефалит). |
15 мин. |
|
6. |
Карантин |
10 мин. |
|
7. |
Оказание неотложной помощи при травмах. |
17 мин. |
|
8. |
Профилактика близорукости у детей. |
8 мин. |
|
9. |
Грипп. |
10 мин. |
|
10. |
Защита от дифтерии |
11 мин. |
|
11. |
Столбняк. |
4 мин. |
|
12. |
Это должен знать каждый (оказание доврачебной помощи при ожогах химическими веществами и отравлениях вредными газами). |
10 мин. |
|
Меры безопасности |
|||
1. |
Киноальманах «Техника безопасности». |
20 мин. |
|
2. |
Электробезопасность. |
36 мин. |
|
3. |
Основы радиационной безопасности. |
18 мин. |
|
4. |
Меры безопасности на производстве |
60 мин. |
|
Экология |
|||
1. |
Планировка города, размещение объектов, водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и связь, транспортные сооружения. |
18 мин. |
|
2. |
Охрана окружающей среды города. |
20 мин. |
|
3. |
Охрана окружающей среды от вредного воздействия АЭС. |
10 мин. |
|
4. |
Только всем миром (экологические проблемы города и пути их решения). |
15 мин. |
|
5. |
Город и природа. |
19 мин. |
|
6. |
Вода. |
9 мин. |
|
Действия населения при чрезвычайных ситуациях |
|||
1. |
Стихийные бедствия. |
9 мин. |
|
2. |
Искусство выживания. |
9 мин. |
|
3. |
Тревога в лесу. |
9 мин. |
|
4. |
ЧС в районе школы. |
19 мин. |
|
5. |
Действия в аварийных ситуациях. |
15 мин. |
|
6. |
Локализация аварийных ситуаций. |
17 мин. |
|
7. |
Меры безопасности при проведении спасательных и других неотложных работ. |
18 мин. |
|
8. |
Спасение на воде. Тушение пожара на воде. |
20 мин. |
|
9. |
В зоне затопления. |
20 мин. |
|
10. |
Химическая тревога. |
15 мин. |
|
11. |
Действия населения при химически опасных авариях. |
9 мин. |
|
12. |
Действия населения в зоне радиоактивного заражения. |
10 мин. |
|
13. |
Населению о гражданской обороне. |
18 мин. |
|
Стихийные бедствия |
|||
1. |
Землетрясение (США) ч.1, 2. |
120 мин. |
|
2. |
Торнадо (США). |
60 мин. |
|
3. |
Предсказать катастрофу (США). |
90 мин. |
|
Борьба с вредными привычками |
|||
1. |
Роковой шаг (о наркомании). |
15 мин. |
|
2. |
Опасная игра (подростковая токсикомания). |
10 мин. |
|
3. |
Курите на здоровье. |
9 мин. |
|
4. |
Курение и дети. |
3 мин. |
|
Заболевания, передаваемые половым путем |
|
||
1. |
Опасность самолечения при гонорее |
4 мин. |
|
2. |
Дама в автомобиле (о гонорее). |
5 мин. |
|
3. |
Я боюсь (об отношении к больным СПИДом). |
17 мин. |
|
Самозащита от нападения безоружного и вооруженного противника |
|
||
1. |
Приемы самозащиты от нападения безоружного противника. |
20 мин. |
|
2. |
Приемы самозащиты от нападения вооруженного противника. |
25 мин. |
|
Я уверен, что большинству учителей-организаторов ОБЖ по силам создать подобную фильмотеку, причем не только учителям – жителям г. Москвы и крупных городов, но и учителям из отдаленных районов, потратив на это всего 2 – 3 дня командировки или же переслав по почте в Академию гражданской защиты МЧС, в само министерство по чрезвычайным ситуациям, в министерство общего и среднего профессионального образования и т.п. организации, свои кассеты с просьбой помочь им записать те или иные фильмы. Я и сам готов оказать помощь некоторым учителям в создании фильмотеки по ОБЖ в их школе.
Вместе с тем, повторюсь, для меня не было бы преградой и вообще отсутствие фильмов или кабинета для проведения занятий по ОБЖ. Эти занятия можно проводить и в спортзале и в рекреации и вообще в любом помещении школы. Уж поверьте моему опыту – для того, чтобы показать, как накладывать повязку или проводить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, или же как применить тот или иной прием самозащиты от невооруженного и вооруженного противника – для этого парты и классные доски не нужны. Наоборот, я стараюсь отрабатывать эти действия в так называемых «условиях, приближенным к боевым», т.е. на полу, на земле, на улице и в т.п. местах. То же самое относится и к отработке действий по сигналам тревоги, при угрозе захвата заложников, общественных беспорядках и др. Поверьте, для отработки этих действий никаких тренажеров не нужно.
Ну а со временем, безусловно, некоторые тренажеры и оборудование можно изготовить силами самих учащихся в тех же самых школьных мастерских. Часть тренажеров и оборудования может быть приобретена или изготовлена с помощью родителей учащихся, обладающих определенными возможностями и заинтересованными в том, чтобы их дети изучали курс ОБЖ на более высоком уровне. Ну и, конечно же, большую помощь могут оказать (и оказывают!) организации и учреждения, непосредственно заинтересованные в подготовке будущих специалистов, чья деятельность будет связана с риском для жизни (воинские и пожарные части, отделения милиции, ГО, МЧС и др.). Наши неоднократные обращения в эти организации с просьбой помочь получить списанные и отслужившие свой срок материалы и оборудование никогда не оставались без внимания. Те же самые противогазы, бинты, ВПХР, дозиметры мы получали и получаем из взаимодействующих с нами войсковых частей. Большую помощь в плане обеспечения школы средствами пожаротушения оказывает нам пожарная часть. Не обходит нас вниманием и районное управление. Я считаю, что и любая местная администрация окажет помощь местной школе в плане приобретения необходимых материалов, тренажеров и оборудования, если она действительно заботится о безопасности жизни жителей своего района.
А ведь школе и немного надо. Например, те же самые бинты мы используем многократно (для того, чтобы отработать приемы наложения повязки стерильность не нужна, она потребуется, когда придется накладывать повязку на рану). Многократно используются нами и списанные огнетушители по отработке правильных действий с огнетушителями, ну а уж в реальной обстановке, я, думаю, проблем с использованием «боевых» огнетушителей не возникнет.
Говоря о помощи, оказываемой школе внешними организациями, следует заметить, что и эти организации, если они заинтересованы в подготовке будущих специалистов для воспроизводства своих кадров должны проявлять инициативу. К сожалению, не все эти организации проявляют инициативу в налаживании и поддержании взаимодействия со школами, а ждут, когда эти школы сами обратятся к ним с предложением о сотрудничестве. Не участвуют в работе с молодежью высшие военные учебные заведения. Исчезли многочисленные раньше летные, морские, радиотехнические и другие спецшколы, многочисленные отделения некогда такой мощной организации, как ДОСААФ. Не проводится военно-спортивная игра «Зарница», не идет сдача нормативов по комплексу ГТО. В то же время желание некоторых военноначальников обеспечить приток в армию пополнения за счет реанимирования в школах начальной военной подготовки приводит только к большему отторжению молодежи от армии. Школьников нужно заинтересовать, а навязывание им Уставов Вооруженных Сил, строевого шага и т.п. «прелестей» военной службы приведет только к тому, что все большее число выпускников школы будет стараться «закосить» от армии.
В то же самое время, если та же войсковая часть возьмет шефство над одной из школ, офицеры этой части будут проводить занятия с учениками по обучению их владению оружием, приемам рукопашного боя, делиться с ними впечатлениями о своей службе, да если еще эта часть подарит школе списанное вооружение (а уж о том, с каким интересом мальчишки будут возиться с техникой, я думаю говорить не стоит), то, поверьте моему опыту, а я и сам был когда-то мальчишкой и мечтал о погонах и оружии – из стен этой школы выйдет не один будущий профессиональный военный. И уж это гораздо лучше, чем если эти ученики будут проводить время в подворотне в пьяной компании, слушая рассказы блатных и приблатненных об их «геройских» подвигах.
Но не участвуют в работе с молодежью высшие военные учебные заведения. И это при всем притом, что армия и флот во всем мире используют военные школы, кадетские корпуса и лицеи для подготовки юношей к получению высшего военного образования. К примеру, на обращение моих коллег к одному из Главкомов ВС с предложением о сотрудничестве нашей школы с их видом ВС, последовал ответ, что они это сотрудничество не потянут. Да много ли школе надо? Оснастить ее списанным вооружением, не пригодным к боевому применению, раз в четверть организовать встречу офицеров с учениками школы, да провести две-три военно-спортивные игры – и польза будет огромная.
В этом плане я готов предложить свои услуги по организации взаимодействия высших учебных заведений со школами, возрождению ДОСААФ. О том, что я обладаю такими способностями говорит хотя бы то, что я имею высшие военное и гражданское образования (окончил Пермское высшее военное командное училище и МГУ им. М.В. Ломоносова), ученую степень и ученое звание (окончил адъюнктуру в Военной Академии им. Ф.Э. Дзержинского, досрочно защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук), спортивные разряды и звания (1 дан-хо – черный пояс по каратэ, первые разряды по боксу и военному троеборью, вторые разряды по кроссу, лыжам, полосе препятствий, гирям) квалификацию судьи по подводному плаванию II категории, являюсь инструктором по каратэ и подводному плаванию, возглавляю спортивный клуб по изучению восточных единоборств (мои ученики неоднократные победители и призеры первенства г. Москвы по каратэ-кумитэ среди школьников, участники показательных выступлений на чемпионате Евразии в составе сборной России). Во время службы в войсках я исполнял должность начальника физической подготовки и спорта воинской части, входил в состав руководства охотничьим обществом. Как председатель клуба по изучению восточных единоборств я организовывал и проводил первенства г. Москвы по каратэ-кумитэ среди школьников в 1995 – 1999 г.г. По вопросам организации взаимодействия в армии мною написаны и опубликованы многочисленные труды, в том числе статьи, руководства, методики, военно-научные и научно-методические труды, научно-методические материалы, отчеты о НИР, учебные пособия. В настоящее время я являюсь соискателем ученой степени доктора педагогических наук в Институте теории образования и педагогики по теме «Теория и практика взаимодействия высших и средних учебных заведений в современных условиях». По данной теме мною также опубликован ряд материалов в популярных научных изданиях государственного масштаба. Немаловажен и тот факт, что, как специалист по информатике, окончивший в свое время факультет Вычислительной математики и кибернетики МГУ, я занимаюсь вопросами дистанционного обучения, а также разработкой игровых программ (наподобие Duke, Doom), в которых школьники за компьютером будут учиться преодолевать различные препятствия, выбираться из различных экстремальных ситуаций, оказывать помощь пострадавшим и раненым. К тому же и мои родственники, долгое время проработавшие в системе ДОСААФ, довольно детально ознакомили меня с организацией работы в этой системе. Так что необходимы знания и опыт организации работы я имею. Остается только определиться с масштабами поля деятельности.
И последнее, о чем я хотел бы повести речь в этой статье. Это о целесообразности раздельного преподавания курса ОБЖ в старших (10 и 11) классах для юношей и девушек, по примеру того, как проводятся в этих классах занятия по физкультуре. Основанием для нашего предложения является тот факт, что даже исходя из мужской и женской психологии, не говоря уже о физической силе, их действия в чрезвычайных ситуациях будут различными и учить их соответственно нужно по-разному. Например, большинство приемов самозащиты, подходящих для юношей, совершенно неприемлемы для девушек (ну о каком ударе рукой в голову, способном нейтрализовать противника, можно говорить как способе защиты для девушек, учитывая уровень их физического развития). Упражнения для развития силы, гибкости, ловкости и др. должны подбираться с учетом особенностей мужского и женского организма. Способы преодоления конфликтных ситуаций также будут различаться (что приемлемо для мужчин, неприемлемо для женщин) и т.д., список можно продолжить. Конечно, в любом случае, при обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимо подходить к каждому ученику индивидуально, учитывая его антропометрические данные, уровень умственного и физического развития, характер и т.д. Однако в отношении юношей и девушек эта разница весьма значительна. Поэтому хочется еще раз повторить наше предложение о целесообразности раздельного преподавания курса ОБЖ в старших (10 и 11) классах для юношей и девушек.
В целом же следует отметить, что данные рекомендации по преодолению существующих проблем преподавания курса ОБЖ в школе носят обобщенный характер и будут меняться в зависимости от региона, в котором преподается курс ОБЖ, условий преподавания курса, уровня оснащенности школ методическими и наглядными пособиями, тренажерами, преподавательского состава, ведущего обучение, контингента учащихся и др.