кандидат технических наук, СНС,
инструктор по каратэ (1 дан-хо, черный пояс)
подполковник запаса Микрюков В. Ю.
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОБЖ В ШКОЛЕ:
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ,
СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Проводится определение цели и задач изучения курса ОБЖ, анализ видов, форм и методов преподавания курса, а также выявление существующих проблем преподавания курса ОБЖ в школе и путей их решения.
Говоря о преподавании курса ОБЖ в школе, естественно, прежде всего, определить цель изучения этого курса. Такой целью, на наш взгляд, является формирование у школьников правильного понимания места и роли человека в мире, смысла его жизни, овладение ими приемами и способами самосовершенствования и основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях. При этом в курсе, на наш взгляд, не должна ставиться цель получения учащимися навыков военной службы, однако полученных ими знаний и умений должно быть достаточно для овладения этими навыками и выполнения своего долга, как в Вооруженных Силах, так и в войсках МВД, ГО и ЧС и других организациях.
Цель преподавания курса ОБЖ в школе может быть достигнута только при условии:
правильного понимания всеми звеньями управления преподаванием ОБЖ от разработчиков программ и учебников и учителей до методистов и начальников управления образованием стоящей перед ними цели - подготовка физически, духовно и морально развитых людей, способных обезопасить свое существование в этом непростом мире, знающих свое место и роль в жизни, понимающих ее смысл и готовых к труду на благо себя, своей Родины и других людей;
непрерывного совершенствования курса путем включения в него новых актуальных тем и исключения старых, потерявших свою актуальность, а также широкого варьирования тематики, исходя из местных, национальных и других особенностей;
знания всеми звеньями управления преподаванием ОБЖ общественных потребностей и правильной оценки собственных возможностей по разработке и преподаванию курса;
систематического отслеживания за изменениями информации по курсу, взглядов специалистов по тем или иным разделам курса;
поддержания устойчивого взаимодействия учебных заведений с организациями МО, МВД, ГО и ЧС, другими заинтересованными в изучении школьниками курса ОБЖ организациями и ведомствами;
предвидения и целесообразного применения перспективных видов, методов и форм обучения в условиях высокодинамичного социального и научно-технического прогресса, развития собственных возможностей общеобразовательных учреждений и возможностей педагогической науки и практики;
применения мер по всестороннему обеспечению учебного процесса по курсу ОБЖ учебными пособиями, тренажерами, методиками и т.п.
Организация преподавания курса ОБЖ в школе включает:
1) разработку и согласование всеми звеньями управления преподаванием курса ОБЖ программ и учебников, выработку этими звеньями единых взглядов на цель, задачи, виды, методы и формы изучения курса;
2) планирование изучения курса;
3) оснащение школы необходимыми учебными пособиями и тренажерами.
Цель преподавания курса ОБЖ в школе достигается решением целого ряда задач, основными из которых являются:
1) разработка образовательных программ и обучающих технологий по курсу ОБЖ совместными усилиями специалистов и преподавателей ОБЖ;
2) непосредственное изучение учащимися под руководством преподавателя основ курса, с получением при этом необходимых практических навыков;
3) организация посещения учащимися одного из управлений ГО и ЧС, поста ГИБДД, пожарной части, медицинского учреждения с целью получения наглядного представления о работе сотрудников ГО и ЧС по ликвидации последствий аварий, инспекторов дорожно-постовой службы по обеспечению безопасности на улице, работе пожарных по ликвидации возгорания и обеспечению пожарной безопасности, медицинских работников по оказанию первой помощи при травмах и несчастных случаях;
4) совершение под руководством преподавателя одно- двухдневного похода с целью получения учащимися навыков общения с природой;
5) отработка действий по сигналам тревоги во время школьных занятий;
6) проведение военно-спортивных, пожарно-прикладных игр и занятий в школе с привлечением специалистов из МО, МВД, МЧС, пожарной охраны;
7) привлечение учащихся к работе в одном из клубов «Юный пожарный», «Турист» и т.п.;
8) проведение в школе научных и деловых игр, конференций, семинаров, конкурсов и других научных мероприятий с приглашением специалистов и заинтересованных лиц.
Решение этих задач достигается проведением ряда мероприятий. В общем случае все мероприятия по изучению курса ОБЖ можно подразделить на следующие виды:
1. Учебный процесс.
2. Научно-исследовательская работа.
3. Стажировка в должности.
4. Постоянное членство в организации.
В учебный процесс входят рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, показ иллюстраций, пособий, моделей, кинофильмов, диафильмов, отработка упражнений и нормативов, а также проведение консультаций, экскурсий, семинаров, конференций, конкурсов, военно-спортивных игр. Учебным процессом в том или ином его виде охвачены 100% учащихся школ.
Научно-исследовательская работа предполагает изучение влияния той или иной формы и метода обучения на качество усвоения конкретной темы по ОБЖ, определение приемлемых форм и методов обучения в том или ином классе, определение перспектив совершенствования курса, прогнозирование потребностей в изучении конкретных тем курса, анализ достижений науки и техники в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и др. К этой работе, в той или иной мере, могут быть привлечены как учителя-предметники, так и учащиеся старших классов. При этом научно-исследовательская работа может проводиться не только расчетным и лабораторным путем, но и в виде анализа состояния и перспектив развития той или иной темы курса на основе собранного материала. Результаты научно-исследовательской работы представляются в виде докладов на уроках, специальных семинарах и конференциях, в виде публикаций в бумажных и электронных изданиях.
Стажировка в должности предполагает привлечение учащихся старших классов к работе по оказанию помощи специалистам МЧС по ликвидации последствий аварий, милиции по поддержанию общественного порядка, пожарным по контролю за соблюдением мер пожарной безопасности, врачам и медсестрам по уходу за больными. Кроме того, по желанию самих учащихся и по согласованию с Министерством Обороны, стажировка отдельных учащихся может проходить в одной из воинских частей. В любом случае эта стажировка должна быть официально отражена в школьных документах и по результатам стажировки должен быть получен отзыв на каждого учащегося из организаций, в которых они проходили стажировку. Целесообразнее всего проводить стажировку во время летней практики после 10-го класса. Оценка за стажировку должна учитываться при выставлении итоговой оценки по ОБЖ в аттестат зрелости, а отзыв организации – в характеристике выпускника школы.
Постоянное членство в организации предполагает работу наиболее активных учеников школы в одном из военно-спортивных клубов. Как правило, в работе этих клубов принимают участие наиболее подготовленные ученики школы, энтузиасты того или иного дела. Безусловно, участие учеников школы в работе военно-спортивных клубов также должно найти свое отражение в оценках по курсу ОБЖ и характеристиках, выдаваемых им по выпуску из школы.
Основными методами обучения курсу ОБЖ в школе должны стать наглядные (кинофильмы и компьютерные программы) и практические. Меньше всего в изучение курса следует уделять словесным методам. Все основное учебное время должно быть отведено на показ и отработку практических действий.
Важную роль в изучении курса ОБЖ играет правильный выбор формы обучения. При этом, если изучение таких тем, как физическое совершенствование, основы закаливания, гигиена питания, техника проведения массажа, гигиенический режим труда и отдыха, борьба с вредными привычками, самосовершенствование, духовное и умственное развитие, основы взаимоотношений с людьми, меры безопасности в повседневной жизни и т.п., возможно в классно-урочной форме, то изучение таких тем, как оказание первой помощи при ранениях, травмах и несчастных случаев, самозащита и защита граждан при нападении или угрозе нападения со стороны других лиц, целесообразнее всего проводить в индивидуально-групповой форме, а изучение темы самоспасения и спасения пострадавших в чрезвычайных ситуациях – с использованием различных форм обучения – индивидуально-групповой, классно-урочной, экскурсий, консультаций. Изучение же вопросов военной службы, на наш взгляд, должно быть вынесено в факультативную форму обучения.
Отдельно стоит вопрос о том, какие знания должны получить школьники при изучении курса ОБЖ и какими навыками овладеть после его изучения. Анализ существующих программ по ОБЖ показал, что в них основное внимание уделяется изучению истории вопроса возникновения той или иной чрезвычайной ситуации, ее физическим основам и причинам возникновения. Безусловно, эти вопросы интересны и полезны, однако есть целый ряд учебных дисциплин, в которых изучаются и должны изучаться эти вопросы (история, химия, физика, география и др.), а там, где надо действовать, надо учить тому, что надо делать и, самое главное, как делать, чтобы обеспечить собственную безопасность и безопасность окружающих людей.
К чему, например, нужны знания о том, что существуют такие приемы самозащиты, как блок, подножка, подсечка и другие? Для общей эрудиции? Ведь за те 6 часов, что отводятся на изучение приемов самообороны от безоружного и вооруженного противника можно только рассказать о том, что нужно делать, а на то, чтобы овладеть этими приемами нужны месяцы и годы тренировок. И что при этом будет делать ученик, вооруженный знаниями о том, как противостоять противнику, но не владеющий навыками этого противостояния? Обратиться к нему с вопросом: «Что Вы делаете? По теории Вы должны были упасть после моей защиты, а Вы почему-то не упали и продолжаете нападать?».
Или зачем всем учащимся прививать знания общевоинских уставов, навыки движения строевым шагом, умения исполнять обязанности часового или дневального по роте? Большинство из них, особенно из числа учениц, не стремится к военной службе, а те из ребят, кого призовут выполнять свой воинский долг, вполне способны, как показал многолетний опыт, в течение месяца на курсе молодого бойца овладеть всеми этими знаниями, навыками и умениями. Более того, общеизвестно, что переучивать гораздо труднее, чем обучать с нуля. Ведь не все преподаватели ОБЖ имеют армейскую подготовку. Многие из них, особенно в сельских школах, женщины. И что прикажете им обучать школьников строевым приемам? Безусловно прав заместитель начальника академии МЧС полковник Баринов А.В., когда на наше предложение подготовить для поступления в академию учащихся нашего лицея, которые будут владеть определенными знаниями, навыками и умениями, необходимыми для спасателей МЧС, ответил: «Подготовьте мне физически сильных, здоровых абитуриентов, успешно освоивших курс средней школы, а уж научить их навыкам своего дела мы сможем с гораздо большей отдачей и меньшими затратами».
В то же время, изучение таких, важных на наш взгляд вопросов, например, как совершенствование своих умственных способностей, укрепление памяти, овладение ораторским искусством, управление эмоциями, достижение поставленной цели, преодоление конфликтных ситуаций, правильное отношение к ошибкам и неудачам, согласование своих действий и действий других людей с законом и др. в существующих программах по ОБЖ явно не просматривается. А ведь это одни из важнейших вопросов, напрямую связанные с безопасностью жизнедеятельности. Овладев этими знаниями, учащиеся смогут с успехом противостоять мошенникам и демагогам, шантажистам и вымогателям, сектантам и скандалистам, да и сами смогут найти правильный путь в жизни, свободный от всякого рода неправильных и неблаговидных поступков, имеющих негативные последствия.
На наш взгляд программа курса ОБЖ должна предусматривать следующие требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате изучения курса ОБЖ по выпуску из учебного заведения учащиеся должны знать:
упражнения для развития в повседневной жизни силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
гигиену труда и отдыха;
приемы саморегуляции и самовосстановления, закаливания организма, массажа и самомассажа;
способы развития умственных и творческих способностей, совершенствования памяти и ораторского искусства, воспитания силы воли, управления эмоциями, рационального отношения к жизненным ошибкам и неудачам;
правила этикета и общения с людьми;
факторы опасностей в повседневной жизни;
меры безопасности в быту;
правила дорожного движения;
порядок и правила самопомощи и первой помощи при травмах и несчастных случаях;
технику самостраховки при падении, освобождения от захватов, нанесения ударов и постановки блоков руками и ногами;
факторы чрезвычайных ситуаций и способы самоспасения и спасения пострадавших при чрезвычайных ситуациях;
способы предвидения, распознавания и избежания опасностей и защиты от них в том случае, если избежать этих опасностей не удалось.
Наряду со знаниями, выпускники учебных заведений, прошедшие подготовку по курсу ОБЖ, должны уметь:
применять в повседневной жизни упражнения для развития силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
соблюдать гигиену труда и отдыха;
использовать приемы и способы саморегуляции и самовосстановления, закаливания организма, массажа и самомассажа, развития умственных и творческих способностей, совершенствования памяти и ораторского искусства, воспитания силы воли, управления эмоциями, рационального отношения к ошибкам и неудачам;
регулировать взаимоотношения с людьми;
соблюдать меры безопасности в повседневной жизни;
оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
осуществлять страховку при падении;
освобождаться от захватов;
технически правильно наносить удары и ставить блоки руками и ногами;
предвидеть, распознавать и оценивать грозящие опасности чрезвычайных ситуаций, определять средства и способы защиты от них, сохранять хладнокровие и психологическую устойчивость при их возникновении;
избегать опасностей криминогенного характера и защищаться в том случае, если этих опасностей избежать не удалось.
Безусловно, программа по курсу ОБЖ должна предусматривать отсутствие жесткой регламентации действий учителя с тем, чтобы стимулировать творческое построение им учебного процесса, адаптированного к конкретным условиям. Кроме того, программа должна допускать некоторые отклонения от нее в плане практической реализации при выполнении цели каждого этапа (года) обучения.
Отдельно стоит вопрос об учебниках по курсу ОБЖ. Наряду с тем, что они обладают всеми недостатками, заложенными в программу курса, следует отметить следующее.
Во-первых, пишут эти учебники, как выяснилось, в основном люди, никогда не преподававшие курс ОБЖ ни в школе, ни в вузе. Поэтому по изложению эти учебники ближе к монографиям, где нет распределения материала по разделам, темам и вопросам в соответствии с бюджетом времени, выделенном, как в целом на курс, так и на отдельный урок или лекцию. Структура этих учебников произвольная, по ним очень трудно давать задания учащимся. Некоторые темы в этих учебниках описаны весьма подробно, другие же упоминаются лишь вскользь или не упоминаются вообще. При этом целесообразность той или иной темы этими авторами не исследовалась. При изложении материала больше внимания отводится тому, что надо делать в тех или иных чрезвычайных ситуациях и очень мало говорится о том, как это делать. Избыточная информация делает материал этих учебников трудно усваиваемым и неинтересным для учащихся.
В связи с этим автор статьи разработал собственную программу и учебник по курсу ОБЖ, которые он апробировал в 1998 – 1999 учебном году в школе № 320 с лицейскими классами.
Структурно учебник, посвященный основам безопасности жизнедеятельности, состоит из семи разделов.
Первый раздел посвящен совершенствованию и поддержанию здоровья. В нем рассматриваются вопросы физического совершенствования, закаливания, проведения массажа, питания, здорового образа жизни.
Во втором разделе основное внимание уделено духовному и умственному развитию. В нем содержится материал по самовнушению, воспитанию силы воли, управлению эмоциями, отношению к ошибкам и неудачам, умению добиваться своей цели, самоорганизации и образу жизни, развитию умственных и творческих способностей, совершенствованию памяти, овладению скорочтением, развитию ораторских способностей.
В третьем разделе рассматриваются вопросы взаимоотношений между людьми. Здесь Вы в краткой форме найдете ответы на вопросы о том, как вести, себя дома, в семье, за столом, в гостях и на улице, как общаться с другими людьми, в том числе и с лицами противоположного пола, как регулировать конфликты и организовывать взаимоотношения с начальниками и подчиненными.
Четвертый раздел целиком посвящен мерам безопасности в повседневной жизни: дома, на улице, в транспорте, при общении с природой и с животными.
В пятом разделе рассматриваются вопросы самопомощи и первой помощи при ранениях, травмах, ожогах, несчастных случаях и заболеваниях.
В шестом разделе Вы найдете ответы на вопросы о том, как спастись самому и оказать помощь другим в чрезвычайных ситуациях: при стихийных бедствиях, авариях (катастрофах) на транспорте и производственных объектах, неблагоприятной экологической и социальной обстановке, а также в условиях автономного выживания.
Седьмой раздел посвящен вопросам самозащиты и защиты граждан от нападения других лиц с применением и без применения специальных средств и оружия, а также вопросам предотвращения нападения, правовым основам самозащиты и изучению законов УК РФ.
В учебнике приведены многочисленные высказывания великих людей по тому или иному вопросу, многочисленные исторические примеры. Он хорошо иллюстрирован, содержит список использованной и рекомендуемой литературы, насчитывающий более 100 наименований.
Следует отметить, что преподавание курса ОБЖ предъявляет к учителям высокие требования, как в области непосредственного знания способов обеспечения безопасности жизнедеятельности, так и в области применения этих знаний на практике. Однако опыт моего общения с коллегами на различного рода собраниях и совещаниях показал, что в большинстве своем это бывшие военруки, ратующие за преподавание курса ОБЖ в рамках начальной военной подготовки и не способные, в силу своего возраста, обучать некоторым темам курса (например, практически отрабатывать с учениками приемы самозащиты от безоружного и вооруженного противника). Кроме того, среди моих коллег есть и несколько женщин.
Ну, свое отношение к обучению уставам и строевым приемам в рамках курса ОБЖ я уже высказал. Считаю, что тема военной службы должна быть вынесена за рамки курса ОБЖ, и занятия по этой теме должны проводиться факультативно лишь с теми, кто решил посвятить себя военной службе. А если уж обучать безопасности жизнедеятельности в армейских условиях, то обучать нужно, в первую очередь, тому, как уберечься от «дедовщины» и произвола начальников в офицерских погонах, чему, к сожалению, никто и нигде не учит, в том числе и в армии, хотя общеизвестно, что большинство случаев смерти солдат в мирное время напрямую связано с «дедовщиной». Наша страна провозгласила курс на профессиональную армию. Тогда зачем поголовно прививать школьникам знания уставов и строевых приемов? Давайте тогда в рамках курса ОБЖ обучать и профессиям милиционера, пожарного, железнодорожника и т.п., связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности многих людей. Но это так, кстати, как говорил один из премьер-министров.
А вот что касается обучения таким специфическим навыкам, как противодействие невооруженному и вооруженному противнику, развитие силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости и др., т.е. тому, чему кто, в силу возрастных, кто в силу других особенностей (например, не все женщины – преподаватели курса ОБЖ способны обучать технике нанесения ударов и постановке блоков руками и ногами), то здесь, на наш взгляд, решением проблемы является широкое привлечение специалистов из МВД, ГО и ЧС, пожарной охраны, которые, как показал наш опыт, с удовольствием идут на контакты с учениками, а их уроки отличаются высоким профессионализмом. К сожалению, этот огромный потенциал большинство школ не используют. Ну, хорошо, не во всех населенных пунктах есть клубы рукопашного боя, управления ГО и ЧС, военные училища, но ведь во всех поселках есть милиция, пожарная охрана, сотрудники которых с удовольствием проведут занятия со школьниками и поделятся с ними своим опытом. С другой стороны, активная деятельность школы по налаживанию связей с организациями и ведомствами, так или иначе связанными с обеспечением безопасности жизнедеятельности позволит многим учащимся пройти стажировку в этих организациях, во время которой под руководством опытных наставников они смогут приобрести необходимые навыки и умения.
И последнее о чем я хотел бы повести речь в этой статье. Это о целесообразности раздельного преподавания курса ОБЖ в старших (10 и 11) классах для юношей и девушек, по примеру того, как проводятся в этих классах занятия по физкультуре. Основанием для нашего предложения является тот факт, что даже исходя из мужской и женской психологии, не говоря уже о физической силе, их действия в чрезвычайных ситуациях будут различными и учить их соответственно нужно по-разному. Например, большинство приемов самозащиты, подходящих для юношей, совершенно неприемлемы для девушек (ну о каком ударе рукой в голову, способном нейтрализовать противника, можно говорить как способе защиты для девушек, учитывая уровень их физического развития). Упражнения для развития силы, гибкости, ловкости и др. должны подбираться с учетом особенностей мужского и женского организма. Способы преодоления конфликтных ситуаций также будут различаться (что приемлемо для мужчин, неприемлемо для женщин) и т.д., список можно продолжить. Конечно, в любом случае, при обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимо подходить к каждому ученику индивидуально, учитывая его антропометрические данные, уровень умственного и физического развития, характер и т.д. Однако в отношении юношей и девушек эта разница весьма значительна. Поэтому хочется еще раз повторить наше предложение о целесообразности раздельного преподавания курса ОБЖ в старших (10 и 11) классах для юношей и девушек.
В целом же следует отметить, что данные рекомендации по направлению решения существующих проблем преподавания курса ОБЖ в школе носят обобщенный характер и будут меняться в зависимости от региона, в котором преподается курс ОБЖ, условий преподавания курса, уровня оснащенности школ методическими и наглядными пособиями, тренажерами, преподавательского состава, ведущего обучение, контингента учащихся и др.