В.Ю. Микрюков
докторант Института теории образования и педагогики
преподаватель-организатор ОБЖ школы № 136
кандидат технических наук, СНС
Проводится анализ существующих проблем в преподавании курса ОБЖ, определяются пути их решения и анонсируется авторское учебное пособие, выпускаемого издательством «Высшая школа».
Как я уже неоднократно отмечал в своих статьях и выступления по вопросам ОБЖ, в существующих программах по этому курсу есть много лишнего, ненужного, данного как бы про запас, на всякий случай и, в то же время, многие вопросы, оказывающие влияние на жизнь и безопасность граждан, остаются за рамками курса.
К примеру, ни одной программой по ОБЖ не предусмотрено изучение вопросов, связанных с духовным и умственным развитием учащихся и студентов. В то же время, как я неоднократно отмечал в своих статьях и выступлениях по проблемам обучения ОБЖ, - нет ни одной чрезвычайной ситуации, в которой люди могли бы выполнять раз и навсегда заученный порядок действий, механически, не задумываясь. Как показывает опыт людей, оказавшихся в различных чрезвычайных ситуациях, многим из них приходилось действовать, полагаясь на собственный ум и смекалку, т.к. ситуации, в которых они оказывались, не были описаны ни в одной инструкции. Конечно, необходимо знать основополагающие принципы и правила поведения в той или иной чрезвычайной ситуации, но очень часто действовать приходится, полагаясь исключительно на свою сообразительность. Еще раз повторюсь: нет и не может быть полного набора вариантов действий в той или иной чрезвычайной ситуации, оказавшись в которой можно было бы не задумываясь выбрать нужный и действовать по раз и навсегда заученному алгоритму.
Поэтому-то я и включил в свою авторскую программу и учебное пособие по ОБЖ, допущенное Министерством образования Российской Федерации не только для средних, но и для высших учебных заведений, вопросы, связанные с развитием умственных и творческих способностей, внимания, сообразительности и др., т.е. тех качеств, которые помогают людям с честью выходить из «нестандартных», казалось бы безнадежных, чрезвычайных ситуаций.
Следует заметить, что эти качества необходимы и для того, чтобы противостоять различного рода мошенникам и сектантам, демагогам и шарлатанам, нашедшим благодатную почву на нашей земле.
Сколько человеческих судеб было исковеркано новоявленными мессиями. Сколько родителей потеряло своих детей, попавших в ловко расставленные сектантские сети. Не перестают у нас в стране бесноваться кришнаиты, не пресечена деятельность запрещенной во всем мире секты «Аум Сенрикё», пополняют свои ряды и ряды террористов ваххабиты. Чтобы не быть втянутым в их сети, не стать фанатиком бесноватой идеи какого-либо проходимца, объявившего себя очередным наместником Бога на Земле, необходим определенный уровень духовного развития.
А сколько у нас в стране мошенников. Как грибы после дождя каждый год вырастают всевозможные фирмы и фирмочки наподобие небезызвестных «МММ», «Хопёр», «Гермес» и т.п., основная цель которых – «облапошить» доверчивых граждан. И вот что удивительно. Многие граждане нашей страны, ставшие жертвой обмана мошенников, встают на защиту своих «благодетелей». Так было с «МММ», когда некоторые обманутые вкладчики стали защищать мошенника С. Мавроди, бывшего главы этой фирмы. Так было с уголовницей Властилиной (Соловьева), которая после отбывания срока в местах не столь отдаленных, в том же самом городе вновь открыла свою мошенническую фирму. И те же самые люди, один раз уже ставшие жертвой ее обмана, вновь понесли ей свои «кровные» деньги. Все-таки надо иметь хотя бы немного чувства здравого смысла, определенный уровень умственного развития, позволяющего отличать честных людей от мошенников, чтобы потом не остаться без средств к существованию.
Не менее важной составляющей безопасности жизнедеятельности людей является умение управлять своими эмоциями. Очень часто несдержанность, гнев, грубость становятся не только причиной неудач в жизни, карьерном росте, но и основой конфликтов, чреватых тяжкими последствиями для здоровья и самой жизни.
Не менее важно для каждого человека умение правильно относиться к ошибкам и неудачам, которые бывают у всех на жизненном пути, умение извлекать пользу из каждой ошибки и неудачи, а не «зацикливаться» на них, превращая в преграду для нормальной жизнедеятельности. Сильная воля, умение добиваться поставленной цели, преодолевать трудности и верить в собственные силы, - вот что, в первую очередь, необходимо людям в наше время.
Правильная организация рабочего дня, гигиенический режим труда и отдыха, умение управлять своим временем также неразрывно связаны с безопасностью жизнедеятельности. «Тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь; тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь», - отмечал А. Лэкейн. «Самое важное в Вашей жизни – это, в конечном счете, Ваше время», - повторял он.
А такое важное умение, как умение выступать публично. «Уста человека спасают его, но речь его может и погубить», - записано в книге для чтения Древнего Востока. И тому подтверждения – многочисленные жизненные примеры.
Общеизвестно также, что причиной многих несчастных случаев являются простая невнимательность и слабая память. Поэтому-то так важно человеку для обеспечения безопасности жизнедеятельности развивать внимание и укреплять память.
К сожалению, многие из вышеперечисленных вопросов не входят не только в программу курса ОБЖ, но и не изучается специально на уроках и лекциях по другим предметам обучения. А вот то, что входит во все существующие программы и учебники по курсу ОБЖ, так это вопросы по основам военной службы. Причем сделано это на самом примитивном уровне – путем компиляции Уставов Вооруженных Сил.
У меня всегда вызывало недоумение: почему только вопросы военной безопасности включены в курс ОБЖ. Военная безопасность – одна из составляющих национальной безопасности. Помимо военной существует и внутренняя безопасность (противопожарная оборона, охрана общественного порядка, борьба с преступностью и терроризмом, обеспечение здоровья граждан страны и предотвращение демографической катастрофы и др.), а еще есть информационная, экологическая, экономическая и др. безопасность. Есть безопасность, которая обеспечивается органами ФСБ, ФПС и таможенным контролем – заслон на пути контрабанды наркотиков, предотвращение разграбления страны путем вывоза из нее капиталов, культурных ценностей, природных и других богатств. Есть еще и международная безопасность, обеспечиваемая совместными усилиями в рамках ООН, ОБСЕ и других мировых сообществ, – предотвращение природно-техногенных катастроф, решение глобальных экологических проблем, борьба с терроризмом и др. Однако все эти вопросы, за исключением, повторюсь, военной безопасности, авторы учебников по ОБЖ почему-то оставляют без внимания.
Следует заметить, что в настоящее время в России на первый план выходят задачи обеспечения внутренней безопасности – духовно-нравственной, экологической, экономической, борьба с терроризмом, преступностью. Весь мир давно уже понял, что победить Россию военной силой невозможно. Поэтому против нее стали использовать идеологические, экономические и другие невоенные методы борьбы. «Мы бросим все силы на оболванивание людей... Акт за актом будет разыграна трагедия гибели самого непокорного на земле народа... Начнем... вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства. В управлении государством создадим хаос и неразбериху... Честность и порядочность подвергнутся осмеянию и перестанут быть нужны... Будут культивироваться хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания... предательство, национализм и вражда между народами, прежде всего вражда и ненависть к русскому народу... Вырвем духовные корни, уничтожим основы народной нравственности. Главную ставку сделаем на молодежь, начнем разлагать, развращать, растлевать ее; превратим их в циников, пошляков, космополитов. Вот так мы это и осуществим», - призывал директор ЦРУ Аллен Даллес в начале «холодной» войны.
И, как показала история, эта стратегия увенчалась успехом. Ее результатом стал распад мировой системы социализма, организации Варшавского Договора, СССР, попадание в экономическую зависимость от США и стран Западной Европы многих бывших социалистических республик. Однако с распадом СССР «холодная» война против России со стороны Запада не закончилась. Теперь ее целью стал распад Российской Федерации, получение беспрепятственного доступа к ее богатейшим природным ресурсам, превращение территории страны в свалку для радиоактивных и других видов отходов, а населения страны – в источник дешевой рабочей силы, находящейся в полной зависимости от «подачек» со стороны Запада.
Для достижения этой цели не нужна военная сила, нужны агенты влияния и СМИ, оболванивающие народ, нужны олигархи, грабящие страну, нужны алкоголь и наркотики, превращающие людей в послушных животных, необходимо, наконец, разжигание внутренних противоречий (национальных, религиозных, имущественных и др.), рост преступности, децентрализация государственного управления и т.п. Однако, повторюсь, ни в одном учебнике по ОБЖ Вы не найдете материала, о том, как обеспечить национальную безопасность, кроме как военной силой.
С другой стороны, обеспечение национальной и личной безопасности, - это совершенно разные понятия. Их нельзя смешивать друг с другом. Личная безопасность основана на самосохранении, а национальная – на самопожертвовании ради жизни других людей.
Поэтому автор включил в свое учебное пособие дополнительные разделы, посвященные коллективной безопасности, выпущенные издательством отдельной книгой. В одном из них, наряду с военной безопасностью, освещена работа органов МВД, ФСБ, ФПС, Таможенного Контроля, МЧС, Министерства образования, Министерства здравоохранения по обеспечению национальной безопасности, включая сюда духовно-нравственную безопасность российских граждан, сохранение их здоровья и предотвращение демографической катастрофы. В другом – вопросы, касающиеся безопасности всего населения земного шара – международные аспекты военного права, решение экологических и природно-техногенных проблем, борьба с международным терроризмом.
В целом учебное пособие состоит из двух книг.
Первая книга под названием «Личная безопасность» включает 7 разделов.
Первый раздел посвящен совершенствованию и поддержанию здоровья. В нем рассматриваются вопросы физического совершенствования, закаливания, проведения массажа, питания, здорового образа жизни.
Во втором разделе основное внимание уделено духовному и умственному развитию. В нем содержится материал по самовнушению, воспитанию силы воли, управлению эмоциями, отношению к ошибкам и неудачам, умению добиваться своей цели, самоорганизации и образу жизни, развитию умственных и творческих способностей, совершенствованию памяти, развитию ораторских способностей.
В третьем разделе рассматриваются вопросы взаимоотношений между людьми. Здесь Вы в краткой форме найдете ответы на вопросы о том, как вести, себя дома, в семье, за столом, в гостях и на улице, как общаться с другими людьми, в том числе и с лицами противоположного пола, как регулировать конфликты и организовывать взаимоотношения с начальниками и подчиненными. В отличие от первого издания в этот раздел дополнительно вошла глава о суициде, в которой использован материал статьи кандидата медицинских наук Е. Гаткина «Психологические травмы и самоубийства», опубликованной в журнале ОБЖ № 2, 2000 г.
Четвертый раздел целиком посвящен мерам безопасности в повседневной жизни: дома, на улице, в транспорте, при общении с природой и с животными. По сравнению с первым изданием этот раздел дополнился тремя главами, одна из которых посвящена мерам безопасности в домашних условиях, вторая, - мерам безопасности при обращении с газовыми приборами, а в третьей рассказывается о том как не стать жертвой воров и мошенников. В главе «Как не стать жертвой воров и мошенников» использовался материал статьи В. Мошкина «Как избежать «потрошения» (обучение обобщенным способам защиты от мошенников)», опубликованной в журнале ОБЖ № 7, 2001 г.
В пятом разделе рассматриваются вопросы самопомощи и первой помощи при ранениях, травмах, ожогах, несчастных случаях и заболеваниях. Раздел дополнился главой «Аптечка первой медицинской помощи». В этой главе использован материал статьи С. Тверской, опубликованной в журнале ОБЖ № 9, 2001 г.
В шестом разделе Вы найдете ответы на вопросы о том, как спастись самому и оказать помощь другим в чрезвычайных ситуациях: при стихийных бедствиях, авариях (катастрофах) на транспорте и производственных объектах, неблагоприятной экологической и социальной обстановке, а также в условиях автономного выживания. В этот раздел дополнительно включен параграф, в котором рассматриваются вопросы о порядке действий при обнаружении подозрительных предметов и совершенном теракте.
Седьмой раздел посвящен вопросам самозащиты и защиты граждан от нападения других лиц с применением и без применения специальных средств и оружия, а также вопросам предотвращения нападения, правовым основам самозащиты и изучению законов УК РФ.
Вторая книга под названием «Коллективная безопасность» включает два раздела.
В раздел «Национальная безопасность» вошли главы, посвященные внутренней и внешней безопасности страны (борьба с преступностью и охрана общественного порядка, пожарная охрана, гражданская оборона, охрана государственной границы, вооруженная защита Отечества и др.). При этом вопросы обеспечения национальной безопасности рассматриваются не с позиции голословных рассуждений, а с использование конкретных примеров и фактов, иллюстрирующих деятельность различных министерств и ведомств (МВД, ФСБ, ФПС, МЧС и др.) и их отдельных представителей. При написании этого раздела использовался материал учебника «Начальная военная подготовка», учебного пособия «Гражданином быть обязан», книг «Наша служба – уголовный розыск», «Героизм профессиональных огнеборцев России», «Сердце под прицелом» и др., указанных в литературе.
В раздел «Международная безопасность» вошли главы, посвященные военным аспектам международного права, предотвращению природно-техногенных опасностей и рисков современного мира, противодействию международному терроризму и защите окружающей среды.
В целом учебное пособие характеризуется редкой по концентрации подборкой учебного материала по обеспечению безопасности жизнедеятельности. В нем приведены многочисленные высказывания великих людей по тому или иному вопросу, многочисленные исторические примеры. Он хорошо иллюстрирован, содержит список использованной и рекомендуемой литературы, насчитывающий более 100 наименований.
Автор понимает, что разработанное им учебное пособие не лишено недостатков, однако считает, что оно вполне может служить как справочное руководство по возможным вариантам действий в тех или иных условиях обстановки. Изучать материал учебного пособия можно как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. Всех заинтересованных лиц, в первую очередь преподавателей ОБЖ, учащихся и студентов автор просит слать свои замечания по адресу: 143433 Московская область Красногорский район пос. Нахабино, ул. Школьная, д. 5, кв. 83, E-mail: mikr2158@mtu-net.ru, персональный сайт: www.mvu21.narod.ru. Тех же, кто заинтересован в более глубоком изучении представленного в книге материала или у кого возникло желание заниматься восточными единоборствами под руководством автора, я приглашаю в общеобразовательную среднюю школу № 136 г. Москвы, где я являюсь преподавателем-организатором ОБЖ и в руководимый мною клуб по изучению восточных единоборств. Тел. для справок 566-0334.