докторант Института теории образования и педагогики

преподаватель-организатор ОБЖ школы № 136 г. Москвы

председатель клуба по изучению восточных единоборств

кандидат технических наук, СНС, подполковник запаса

инструктор по каратэ (2 дан-хо, черный пояс)

учитель высшей категории

В.Ю. Микрюков

 

ОБЖ: чему и как учить

 

В статье приводится ряд критических замечаний по содержанию существующих программ, учебников и учебных пособий по курсу ОБЖ, методов и форм обучения ОБЖ и вносится ряд предложений по повышению качества и эффективности обучения данному курсу в общеобразовательных учреждениях.

 

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» появился в школе, согласуясь с требованиями и условиями нашей жизни. Но до сих пор не устоялась программа курса, добавляются новые разделы, все время расширяется перечень плановых тем. При этом, как я уже неоднократно отмечал в своих статьях и выступления по вопросам ОБЖ, в существующих программах по этому курсу есть много лишнего, ненужного, данного как бы про запас, на всякий случай и, в то же время, многие вопросы, оказывающие влияние на жизнь и безопасность граждан, остаются за рамками курса.

К примеру, ни одной программой по ОБЖ не предусмотрено изучение вопросов, связанных с духовным и умственным развитием учащихся. В то же время, как показывает опыт людей, оказавшихся в различных чрезвычайных ситуациях, многим из них приходилось действовать, полагаясь на собственный ум и смекалку, т.к. ситуации, в которых они оказывались, не были описаны ни в одной инструкции, программе или курсе. Конечно, знать основополагающие принципы и правила поведения в чрезвычайных ситуациях нужно, но очень часто действовать приходится, полагаясь исключительно на свою сообразительность, т.к. нет и не может быть полного набора вариантов действий в той или иной чрезвычайной ситуации, оказавшись в которой можно было бы не задумываясь выбрать нужный, и действовать по раз и навсегда заученному алгоритму.

Поэтому-то и возникает необходимость изучения в курсе ОБЖ вопросов, связанных с развитием сообразительности, смекалки и т.п. качеств, которые помогают людям с честью выходить из «нестандартных», казалось бы, безнадежных, чрезвычайных ситуаций.

Следует заметить, что эти качества необходимы и для того, чтобы противостоять различного рода мошенникам и сектантам, демагогам и шарлатанам, нашедшим благодатную почву на нашей земле.

Не менее важной составляющей безопасности жизнедеятельности людей является умение управлять своими эмоциями. Очень часто несдержанность, гнев, грубость становятся не только причиной неудач в жизни, карьерном росте, но и основой конфликтов, чреватых тяжкими последствиями для здоровья и самой жизни.

Немаловажную роль в жизни каждого человека играет умение правильно относиться к ошибкам и неудачам, которые бывают у всех на жизненном пути, умение извлекать пользу из каждой ошибки и неудачи, а не «зацикливаться» на них, превращая в преграду для нормальной жизнедеятельности. Сильная воля, умение добиваться поставленной цели, преодолевать трудности и верить в собственные силы, - вот то, что, в первую очередь, необходимо людям в наше время для обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Правильная организация рабочего дня, гигиенический режим труда и отдыха, умение управлять своим временем также неразрывно связаны с безопасностью жизнедеятельности. «Тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь; тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь», - писал А. Лэкейн. «Самое важное в Вашей жизни – это, в конечном счете, Ваше время», - отмечал он.

А такое важное умение, как умение выступать публично. «Уста человека спасают его, но речь его может и погубить», - записано в книге для чтения Древнего Востока. И тому подтверждения – многочисленные жизненные примеры.

Общеизвестно также, что причиной многих несчастных случаев являются простая невнимательность и слабая память. Поэтому-то так важно человеку для обеспечения безопасности жизнедеятельности развивать свое внимание и укреплять свою память.

К сожалению, многие из вышеперечисленных вопросов не только не входят в программу курса ОБЖ, но и не изучаются на уроках и лекциях по другим предметам обучения. А вот то, что входит во все существующие программы и учебники по курсу ОБЖ, так это вопросы по основам военной службы. Причем сделано это на самом примитивном уровне – путем компиляции Уставов Вооруженных Сил.

В нашей стране нет обязательной службы в армии для всех категорий граждан, как, например, на Кубе или в Израиле, где наряду с юношами свой воинский долг и обязанность должны исполнять и девушки. Наша страна провозгласила курс на профессиональную армию. Так зачем поголовное изучение в школе таких вопросов, как: сколько краников или писсуаров должно быть в казарме или зачем нужны знания общевоинских уставов, например, обязанностей дежурного по роте? Для общей эрудиции? Поверьте моему профессиональному опыту, а я прослужил в армии более 22-х лет от рядового до подполковника, знания о количестве кубометров воздуха, положенных по Уставу на одного военнослужащего или знания о том как должны стоять кровати в казарме, может быть, кому-то и интересны, но на практике, во-первых, эти требования очень часто не соблюдаются, а, во-вторых, вряд ли чем-нибудь могут помочь в экстремальных ситуациях. А вот вопросы, напрямую связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в армейских условиях, например о том, как уберечься от «дедовщины» или произвола начальников в офицерских погонах, в программах и учебниках по ОБЖ даже не упоминаются, как будто таких проблем в армии и не существует вообще. А ведь общеизвестно, что большинство случаев смерти солдат в мирное время напрямую связано с «дедовщиной».

Вообще, у меня всегда вызывало недоумение: почему только вопросы военной безопасности включены в курс ОБЖ. Военная безопасность – одна из составляющих национальной безопасности. Помимо военной существует и внутренняя безопасность (противопожарная оборона, охрана общественного порядка, борьба с преступностью и терроризмом, обеспечение здоровья граждан страны и предотвращение демографической катастрофы и др.), а еще есть информационная, экологическая, экономическая и др. безопасность. Есть безопасность, которая обеспечивается органами ФСБ, ФПС и таможенным контролем – заслон на пути контрабанды наркотиков, предотвращение разграбления страны путем вывоза из нее капиталов, культурных ценностей, природных и других богатств. Есть еще и международная безопасность, обеспечиваемая совместными усилиями в рамках ООН, ОБСЕ и других мировых сообществ, – предотвращение природно-техногенных катастроф, решение глобальных экологических проблем, борьба с терроризмом и др. Однако все эти вопросы, за исключением, повторюсь, военной безопасности страны, авторы программ и учебников по ОБЖ почему-то оставляют без внимания.

Вместе с тем следует заметить, что в настоящее время в России на первый план выходят задачи обеспечения внутренней безопасности – духовно-нравственной, экологической, экономической, борьба с терроризмом, преступностью. Весь мир давно уже понял, что победить Россию военной силой невозможно. Поэтому против нее стали использовать идеологические, экономические и другие невоенные методы борьбы. «Мы бросим все силы на оболванивание людей... Акт за актом будет разыграна трагедия гибели самого непокорного на земле народа... Начнем... вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства. В управлении государством создадим хаос и неразбериху... Честность и порядочность подвергнутся осмеянию и перестанут быть нужны... Будут культивироваться хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания... предательство, национализм и вражда между народами, прежде всего вражда и ненависть к русскому народу... Вырвем духовные корни, уничтожим основы народной нравственности. Главную ставку сделаем на молодежь, начнем разлагать, развращать, растлевать ее; превратим их в циников, пошляков, космополитов. Вот так мы это и осуществим», - наставлял директор ЦРУ Аллен Даллес в начале «холодной» войны.

И, как показала история, эта стратегия увенчалась успехом. Ее результатом стал распад мировой системы социализма, организации Варшавского Договора, СССР, попадание в экономическую зависимость от США и стран Западной Европы многих бывших социалистических республик. Однако с распадом СССР «холодная» война против России со стороны Запада не закончилась. Теперь ее целью стал распад Российской Федерации, получение беспрепятственного доступа к ее богатейшим природным ресурсам, превращение территории страны в свалку для радиоактивных и других видов отходов, а населения – в источник дешевой рабочей силы, находящейся в полной зависимости от «подачек» со стороны Запада.

Для достижения этой цели не нужна военная сила, нужны агенты влияния и СМИ, оболванивающие народ, нужны олигархи, грабящие страну, нужны алкоголь и наркотики, превращающие людей в послушных животных, необходимо, наконец, разжигание внутренних противоречий (национальных, религиозных, имущественных и др.), рост преступности, децентрализация государственного управления и т.п. Однако, повторюсь, ни в одном учебнике по ОБЖ Вы не найдете материала, о том, как обеспечить национальную безопасность, кроме как военной силой.

С другой стороны, обеспечение национальной и личной безопасности, - это совершенно разные понятия. Их нельзя смешивать друг с другом. Личная безопасность основана на самосохранении, а национальная – на самопожертвовании ради жизни других людей.

Поэтому, прежде всего, нужно определиться с тем, что включать в план изучения в рамках курса ОБЖ, а что в рамках других предметов и курсов, и не смешивать несовместимое. Как говорил наш Президент «мухи отдельно, котлеты отдельно». Нельзя, с одной стороны, обучать тому, как обезопасить свою жизнедеятельность, а с другой, - учить тому, как убивать других и жертвовать собой ради свободы и независимости. Поэтому вопросы военной службы, на наш взгляд, более правильным было бы вынести в отдельный курс, как это было до распада СССР. Тогда можно было в большем объеме и с большей эффективностью изучать вопросы строительства Вооруженных Сил, традиций и символов армии и флота, Уставов ВС РФ, отрабатывать строевые приемы, обучать основам тактики общевойскового боя, огневой подготовки, военной топографии, осуществлять военно-патриотическое воспитание.

Говоря о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе необходимо отметить и тот факт, что в настоящее время физическое здоровье учащихся значительно снизилось. Практически каждый третий выпускник школы освобождается или получает отсрочку от призыва по состоянию здоровья. Тем не менее, в армию и на флот попадает много больных, духовно и нравственно не подготовленных к военной службе, что создает дополнительные трудности, приводит к неоправданным расходам и жертвам.

Поэтому, прежде всего, в школах необходимо заняться вопросами укрепления и поддержания здоровья учащихся, в том числе и духовного. В этом плане большую пользу могли бы оказать занятия боевыми искусствами, которые способствовали бы «оздоровлению», как физическому, так и нравственному, многих учащихся.

Опыт моей работы позволяет говорить, что занятия боевыми искусствами, - это дополнительное воспитание учащихся, это формирование у детей, подростков, молодежи уважительного отношения к Учителю, женщине, вообще к окружающему их миру. Ведь на занятиях боевыми искусствами учат не только почтению к старшим, наставникам, но и к бережному отношению ко всему тому, что окружает человека. Так, например, все входящие в зал для занятий боевыми искусствами обязаны поприветствовать его, а после занятий поблагодарить зал за то, что он дал им возможность позаниматься. Разве такое воспитание будет способствовать тому, чтобы учащиеся ломали мебель в школе, разрисовывали стены и столы, портили учебники?

Другой положительный момент, связанный с занятиями боевыми искусствами в школе, - это их самоорганизующая роль. Занятия боевыми искусствами дают учащимся энергию, волю, умение довести начатое дело до конца.

А тому, какую важную и неоценимую помощь дают занятия боевыми искусствами учителям школ в плане поддержания дисциплины среди учащихся могут служить многочисленные примеры, когда отъявленные хулиганы по истечении некоторого времени занятий в школе боевых искусств, становились помощниками учителей в поддержании дисциплины и порядка на уроках. В целом, для учителей школ, боевые искусства – это дополнительный «рычаг» по поддержанию дисциплины, один из способов воздействия на учащихся, склонных к ее нарушению. На собственном опыте знаю, какой страшной угрозой становится для учеников предупреждение об отчислении из клуба, если не прекратятся жалобы со стороны учителей на их дисциплину и успеваемость.

В силу приведенных выше причин, боевые искусства, на мой взгляд, являются необходимым и действенным средством подготовки учащихся к военной службе. Следовательно, есть смысл включить в образовательную программу занятия боевыми искусствами. Такой опыт есть. И не без успехов, не без пользы дела. Такие программы действуют и в Китае, и в Японии, и в Корее. К примеру, в Японии еще в 1902 году (более века назад!) в школах было введено обязательное преподавание каратэ-до стиля Шотокан. Был такой опыт и у нас, когда, например, бокс входил в программу обучения кадетов суворовских училищ, а дзю-дзюцу – юнкеров военных училищ.

Поэтому я хотел бы предложить Министерству образования ввести в программу обучения школьников отдельную дисциплину «Боевые искусства», а не пытаться «впихнуть» в рамки курса по ОБЖ изучение отдельных приемов самозащиты. А то ведь дело доходит до абсурда, когда по программе ОБЖ для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений предусмотрено обучение приемам самозащиты в течение аж 8 часов, из них 2 часа – на изучение приемов самозащиты от вооруженного противника. (Для справки, в школе Дзёсинмон-Шоринрю, стиль которой принят на вооружение сотрудниками МВД, обучать учащихся школ приемам противодействия вооруженному противнику начинают не ранее как после 6 лет занятий и получения квалификации 1 кю, т.е. после овладения базовой техникой и умением вести поединок с безоружным противником).

К чему могут привести попытки применить «изученных» в течение двух часов приемов самозащиты от вооруженного противника, когда, по, мнению некоторых авторов программ и учебников по ОБЖ, ученик или ученица могут смело действовать против ножа, а при попытке достать пистолет «мгновенно обезоружить» любого, посмелевшего это сделать, - об этом лучше и не думать. Автору стало не по себе, когда он первый раз прочитал об этих приемах и представил себе своих учениц 11-х классов, с которыми проводил занятия по физкультуре, - как они лихо выбивают ножи, да что там ножи – пистолеты из рук противника. Ведь преступники достают оружие не для того чтобы только его показать и уж, наверное, умеют с ним обращаться, если носят его с собой. Печальный опыт израильских спортсменов в 1972 году в Мюнхене наглядно это показал. А ведь эти спортсмены были не дилетанты, а являлись членами сборной страны по борьбе и боксу.

Наряду с отмеченными недостатками, анализ содержания учебников и учебных пособий по курсу ОБЖ показал следующее.

Во-первых, пишут эти учебники, как выяснилось, в основном, люди, никогда не преподававшие курс ОБЖ ни в школе, ни в вузе. Поэтому по изложению эти учебники ближе к монографиям, где нет распределения материала по разделам, темам и вопросам в соответствии с бюджетом времени, выделенного как в целом на курс, так и на отдельный урок или лекцию. Структура этих учебников произвольная, по ним очень трудно давать задания учащимся. Некоторые темы в этих учебниках описаны весьма подробно (например, такие темы, как «Воинская обязанность граждан и военная служба», «Устойчивость работы промышленных объектов»), другие же упоминаются лишь вскользь или не упоминаются вообще (например, такие темы, как «Взаимоотношения между людьми», «Духовное и умственное развитие», «Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий, во время общественных беспорядков, в случае захвата в качестве заложника, при совершении или угрозе совершения теракта», «Необходимые знания закона» и др.). При этом целесообразность той или иной темы этими авторами не исследовалась. Ряд тем, явно не связанных с концепцией курса, дается как бы «на всякий случай», «для общего развития» (например, такие темы, как «Запас Вооруженных Сил», «Оценка устойчивости работы промышленных объектов» и т.п.). При изложении материала больше внимания в этих учебниках отводится тому, что надо делать в тех или иных чрезвычайных ситуациях и очень мало говорится о том, как это делать. Избыточная информация делает материал этих учебников трудно усваиваемым и неинтересным для учащихся.

Вместо описания конкретных действий в той или иной чрезвычайной ситуации (землетрясении, пожаре, аварии на промышленном предприятии и т.п.) основное внимание в этих учебниках и учебных пособиях уделяется изучению истории вопроса, физическим основам того или иного процесса (горения, электрической проводимости и т.п.), анализу причин возникновения того или иного явления природы (землетрясения, цунами, тайфуна и т.п.) и т.д. Безусловно, знать эти вопросы надо, однако есть целый ряд учебных дисциплин, в которых они изучаются и должны изучаться (история, химия, физика, география и др.). А в тех случаях, когда возникла экстремальная ситуация, связанная, например, с землетрясением, нужно уметь правильно действовать, а знание того, какое самое разрушительное землетрясение произошло за последние 20 лет, в этом случае вряд ли будет полезным.

Следует также отметить, что из многих учебников и учебных пособий по курсу ОБЖ исчезли вопросы, связанные с защитой от оружия массового поражения. Да, конечно, современный многополярный мир не предполагает, как в прошлом веке, открытого военного противостояния между двумя сверхдержавами и военно-политическими блоками. Но значит ли это, что обучение учащихся вопросам защиты от ОМП стало ненужным? Взрывы жилых многоэтажных домов в России, уничтожение зданий Всемирного торгового центра и других объектов в США, а также другие масштабные террористические акты последних лет свидетельствуют, что на смену государственно-политической вражде пришла новая опасность – международный терроризм. Международные террористы не останавливаются ни перед чем. И если в их руки попадет оружие массового поражения, то они без тени сомнений воспользуются им. Это подтверждается последними публичными заявлениями террористических лидеров. Исходя из этого, становится ясно, что необходимость подготовки учащихся в области защиты от оружия массового поражения не утратила своей актуальности и сегодня.

Таким образом, реалии современного мира требуют коренного пересмотра содержания существующих программ, учебников и учебных пособий по курсу ОБЖ.

Однако, наряду с содержанием, немаловажную роль в достижении цели преподавания курса ОБЖ играет предвидение и отбор целесообразных перспективных методов и форм обучения в условиях высокодинамичного социального и научно-технического прогресса, развития собственных возможностей общеобразовательных учреждений и возможностей педагогической науки и практики.

Основными методами обучения ОБЖ в школе, на наш взгляд, должны стать методы наглядные (видеофильмы и компьютерные программы) и практические (а не словесные, как в большинстве школ!). Меньше всего времени в изучении курса ОБЖ следует уделять словесным методам. Все основное учебное время должно быть отведено на показ и отработку практических действий: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!», но еще лучше в данной ситуации: «Лучше один раз выполнить действие, чем сто раз увидеть, как оно выполняется». Конечно, сложно (а в некоторых случаях и невозможно) смоделировать практические действия, например, при землетрясении, урагане, аварии. Но надевание противогаза, отработка приемов самозащиты от безоружного и вооруженного противника, проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, наложение повязок, работа с ВПХР (войсковым прибором химической разведки) и дозиметром должны быть освоены практически на уровне навыка.

Выбор формы занятия зависит от темы. Если изучение тем «Физическое совершенствование», «Основы закаливания», «Гигиена питания», «Техника массажа», «Гигиенический режим труда и отдыха», «Борьба с вредными привычками», «Самосовершенствование», «Духовное и умственное развитие», «Основы взаимоотношений с людьми», «Меры безопасности в повседневной жизни» возможно в классно-урочной форме, то обучать оказанию первой помощи при ранениях, травмах и несчастных случаях, самозащите и защите граждан при нападении или угрозе нападения со стороны других лиц целесообразно в индивидуально-групповой форме, а самоспасению и спасению пострадавших в чрезвычайных ситуациях – с использованием различных форм обучения: индивидуально-групповой, классно-урочной, экскурсий, консультаций.

Для качественного изучения курса ОБЖ целесообразно организовать посещение учащимися одного из управлений ГО и ЧС, отделения милиции, поста ГИБДД, пожарной части, медицинского учреждения. Только там можно получить наглядное представление о работе по ликвидации последствий аварий, обеспечению безопасности на улице, тушению пожаров, оказанию помощи при травмах и несчастных случаях.

Одно-, двухдневный поход под руководством преподавателя поможет учащимся пообщаться с природой, отработать действия по сигналам тревоги, преодолению различных препятствий, поучаствовать в военно-спортивных, пожарно-прикладных играх.

Решить многие проблемы в изучении курса ОБЖ поможет широкое привлечение к школьным урокам специалистов из Минобороны, Минздрава, МВД, МЧС. Как показал наш опыт, представители этих организаций с удовольствием идут на контакты с учащимися, а их уроки отличаются высоким профессионализмом. К сожалению, этот огромный потенциал большинство школ не использует. Конечно, не во всех населенных пунктах есть управления ГО и ЧС или войсковые части, но ведь во всех поселках есть милиция, пожарная охрана, сотрудники которых вряд ли откажутся провести занятия со школьниками и поделиться с ними своим опытом. Активное налаживание взаимодействия школы с организациями и ведомствами, так или иначе связанными с обеспечением безопасности, позволит многим учащимся пройти стажировку в этих организациях и под руководством опытных наставников приобрести необходимые знания, навыки и умения.

Оснащение школы необходимыми тренажерами и оборудованием – еще одна из важных тем разговоров не только преподавателей ОБЖ, но и учителей физики, химии, информатики, физической культуры. Следует заметить, что многие из них заявляют: «Дайте нам оборудование, а уж тогда-то мы будем проводить занятия на самом высоком уровне». Но так ли это? Поверьте нашему опыту – чтобы показать, как накладывать повязку, как применить тот или иной прием самозащиты от невооруженного и вооруженного противника, тренажеры не нужны. Они не нужны и для того, что отработать действия по сигналам тревоги при аварии, угрозе захвата заложников, обнаружении подозрительных предметов, во время общественных беспорядков и т.п.

Со временем, безусловно, некоторые тренажеры и оборудование можно изготовить силами самих учащихся в школьных мастерских. Что-то из тренажеров и оборудования можно приобрести или изготовить с помощью родителей учащихся, обладающих определенными возможностями. Ну и, конечно же, большую помощь могут оказать (и оказывают!) организации и учреждения, непосредственно заинтересованные в подготовке будущих специалистов, чья деятельность будет связана с риском для жизни (воинские и пожарные части, отделения милиции, управления ГО и ЧС и др.). Мои неоднократные обращения в эти организации никогда не оставались без внимания. Противогазы, бинты, ВПХР, дозиметры я получал из «знакомых» нам войсковых частей. Большую помощь в обеспечении школы средствами пожаротушения оказывала и пожарная часть. Не обходила нас вниманием и районная управа. Я считаю, что и любая местная администрация окажет помощь местной школе, надо только напомнить ей, что она должна заботиться о безопасности жизни жителей своего района. Главное – побольше собственной инициативы и поиск людей и организаций, которые в силах помочь школе.

А ведь школе и немного надо. Например, бинты мы использовали на уроках многократно (чтобы отработать приемы наложения повязок, стерильность не нужна). Многократно использовались и списанные огнетушители, но уж в реальной обстановке проблем с использованием «боевых» огнетушителей учащимися, которые многократно применяли «учебные», я думаю, не возникнет.

Правда, уместно заметить, что организации, даже заинтересованные в подготовке будущих специалистов для воспроизводства своих кадров, не всегда проявляют инициативу во взаимодействии со школами: они ждут, когда школы обратятся к ним с предложением о сотрудничестве. Не участвуют в работе с молодежью и высшие военные учебные заведения. В то же время желание некоторых военачальников обеспечить приток в армию молодого пополнения за счет реанимирования в школах начальной военной подготовки приводит только к большему отторжению молодежи от армии. Школьников нужно заинтересовать, а навязывание им Уставов Вооруженных Сил, строевого шага и других «прелестей» военной службы приведет только к тому, что все большее число выпускников школы будет стараться не попасть в армию.

В то же время, если войсковая часть возьмет шефство над одной из школ, если офицеры этой части будут проводить занятия с учениками по обучению владением оружия, приемам рукопашного боя, да еще если эта часть подарит школе списанное вооружение (а с каким интересом мальчишки возятся с техникой и говорить не стоит), то, поверьте моему опыту (сам, когда был мальчишкой, мечтал о погонах и оружии), - из стен этой школы выйдет не один будущий профессиональный военный.

Одним из действенных методов обучения ОБЖ является стажировка в должности, которая предполагает привлечение учащихся старших классов к работе по оказанию помощи специалистам МЧС по ликвидации последствий аварий, милиции – по поддержанию общественного порядка, пожарным – по контролю за соблюдением мер пожарной безопасности, врачам и медсестрам – по уходу за больными.

Где, как не в реальной практической работе по оказанию помощи спасателям, милиции, пожарным, врачам и медсестрам можно отработать темы, напрямую связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности? Эта помощь принесет двойную пользу: с одной стороны, будет способствовать обеспечению безопасности окружающих людей, а, с другой, - практически подготовит школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях.

По результатам стажировки должен быть получен отзыв на каждого учащегося из организаций, в которых они проходили стажировку и оценка за нее должна учитываться при выставлении итоговой оценки по курсу ОБЖ в аттестат зрелости, а отзыв организации – в характеристике выпускника школы.

Так же, как и стажировка, постоянное членство в «профильной» организации, привлечение учащихся к работе в одном из военно-спортивных клубов, обеспечивают качественное обучение ОБЖ. Эта работа может быть организована как на базе школы (например, так было в московской школе № 320, где мои ученики занимались в секции по изучению боевых искусств и даже привлекались к выступлению в составе сборной команды страны на чемпионате Евразии), так и на базе организаций, непосредственно связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности (РОСТО, спортивное общество «Динамо», клубы «Юный пожарный», «Турист» и др.), а также на базе «заинтересованных» министерств и ведомств.

Следует отметить еще один из методов обучения ОБЖ – проведение сборов. В настоящее время на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441 «Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», объявленного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2000 года № 438, в общеобразовательных учреждениях в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» проводятся сборы по основам военной службы с юношами последнего года обучения.

Не подвергая сомнению необходимости подобных сборов, хотелось бы высказать несколько критических замечаний и ряд предложений по организации подобного рода мероприятий.

Прежде всего, что касается организации сборов. Как показала практика, организацией военных сборов занимаются люди малокомпетентные не только в вопросах военной службы, но и в вопросах организации и проведения массовых мероприятий. В результате проведение сборов характеризуется неразберихой в отношении планирования тематики изучаемых вопросов, порядка проведения занятий на базе войсковых частей, посещения военно-учебных заведений.

Следует отметить, что обучение вопросам военной службы предъявляет высокие требования, как в области непосредственного знания военного дела, так и в области применения этих знаний на практике. Однако опыт моего общения с коллегами во время проведения военных сборов показал, что многие из числа преподавателей-организаторов ОБЖ, ответственных за проведение сборов в своих образовательных учреждениях, в армии никогда не служили (в первую очередь это относится к преподавателям-организаторам ОБЖ из числа женщин). Все это не способствует качеству проводимых занятий во время сборов.

«Неправильное знание хуже незнания», - предупреждал еще в XIX веке выдающийся немецкий педагог Дистервег. Поэтому если уж заниматься вопросами военной подготовки учащихся, то заниматься ими следует серьезно, с привлечением компетентных, а не случайных людей, знающих военную службу лишь по рассказам. Для того чтобы обучать военному делу, нужны твердые и систематизированные знания. Даже строевой подготовке очень непросто обучить. Далеко не все офицеры имеют хорошую строевую выправку, а что говорить о "посторонних"? В ней ведь много общего с хореографией, а танцам наших курсантов - сегодняшних офицеров - никогда не учили, воспоминания Б.М. Шапошникова об обучении в военном училище в 1902 году бальным танцам достаточно показательны. Вот и нет чувства красоты движения.

Мы не должны забывать еще об одном – о заинтересованности школьников в изучении военного дела. «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить», - гласит английская пословица. Поэтому насильственное навязывание школьникам Уставов Вооруженных Сил, строевого шага и т.п. «прелестей» военной службы приведет только к тому, что все большее число выпускников школы будет стараться «откосить» от армии.

Конечно, можно и нужно проводить сборы по основам военной службы. Но когда это делать? Давайте обратимся к исследованиям. Так, по данным исследования доктора педагогических наук Сахарова В.Ф. следует, что больше половины учащихся (52%) выбирают специальность еще в средних классах (5-8), 15% - в 9 классе и 33% при переходе в 10 класс. Так зачем проводить сборы по основам военной службы с юношами последнего года обучения, когда они уже определились с выбором своей профессии и большинство из них не связывает с армией свою дальнейшую деятельность, считая военную службу препятствием на пути достижения поставленной цели? Может быть, есть смысл проводить эти сборы с учащимися 5-8 классов, когда не все учащиеся сделали свой профессиональный выбор?

Может быть, есть смысл проводить сборы не только на базе войсковых частей, но и на базе органов МВД, МЧС, других организаций и ведомств, осуществляющих защиту национальных интересов? Может быть, есть смысл проводить сборы не единожды с юношами последнего года обучения, а каждый год, начиная с 5-го класса? Тем самым можно решить сразу две проблемы – ознакомить учащихся со всеми профессиями по защите Родины и занять их досуг в дни школьных каникул.

А вообще, готовить защитников Отечества надо не на сборах по военной подготовке. Начинать патриотическое воспитание нужно с «материнской» (по определению Я.А. Коменского) школы, с детского сада, с первого класса. И не путем бездумного изучения материала, скомпилированного из Уставов ВС РФ, а путем изучения истории и традиций защитников Отечества – российских воинов, милиционеров, пожарных, таможенников и др.

Необходимо также определить место патриотического воспитания в системе школьных предметов. На мой взгляд, тема патриотического воспитания должна быть либо включена в такие предметы, как история и граждановедение, либо быть выделена в отдельный предмет. Так, например, при изучении истории можно и должно говорить о патриотах России, а при изучении граждановедения, наряду с изучением устройства государства и его законов, изучать, в том числе и законы России об армии: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и др. А не пытаться совместить несовместимое, например ОБЖ, как основы безопасности жизнедеятельности человека, как индивида и военную службу, традициями которой были и остаются массовый героизм и самопожертвование. Почему-то никто не пытается объединить в один предмет, к примеру, физику и физкультуру на основании того, что там и там действуют одни и те же законы механики. А с ОБЖ это сплошь и рядом: интеграция с биологией, химией, физикой, физкультурой, граждановедением, что на деле означает лишь одно - не заниматься ОБЖ совсем. Об этом я говорил на семинарах и совещаниях. К сожалению, чиновники, наделенные определенной властью, кроме как себя «любимых» слушать никого не хотят.

Ну как можно преподавать курс ОБЖ, который нацелен на обеспечение безопасного существования человека, как индивида, как личности, и в то же время говорить о военной службе, где от солдата требуются героизм и самопожертвование? Как, с точки зрения ОБЖ, можно говорить о рядовом Матросове, который не обеспечил безопасность своей жизнедеятельности, но обеспечил выполнение боевой задачи своего подразделения, как можно говорить о капитане Флёрове, подорвавшего себя вместе с «катюшами» и не допустившего того, чтобы они достались врагу, как можно говорить о генерале Карбышеве, который предпочел смерть безопасности своей жизнедеятельности, как можно говорить о сотнях тысяч других героев, пожертвовавших своей жизнью ради победы над врагом? С точки зрения безопасности жизнедеятельности необходимо было, как высказывались некоторые псевдопатриоты и пацифисты, не воевать с Германией, а капитулировать перед ней и, тем самым, избежать многомиллионных жертв, жила же Россия под монголо-татарским игом. А вот с точки зрения истинного патриота здесь необходимо говорить не об ОБЖ, а о свободе и независимости государства, которая добывается огромной ценой, в том числе и попранием законов ОБЖ.

А если говорить о военной службы, то, на мой взгляд, в школе должны изучаться, как я уже неоднократно повторял, не Уставы и движение строевым шагом, а традиции Вооруженных Сил, подвиги героев-воинов, в том числе и сегодняшних дней, например, подвиг псковских десантников, которые предпочли погибнуть, но не пропустить чеченских бандитов, хотя те и обещали им за это баснословные суммы. При этом рассказывать о службе в армии должны не те, кто когда-то слышал или что-то читал о ней, а те, кто служил и служит сейчас. Воинские традиции, вообще говоря, не такая вещь, обладателем которой можно себя объявить. И шире привлекать к делу патриотического воспитания молодежи известных людей.

Но не занимаются этим главные и ведущие специалисты по ОБЖ. Им проще компилировать и включать в свои учебники и учебные пособия выжимки из Уставов Вооруженных Сил. Мне всегда хотелось спросить этих людей: «А как вы посмотрите в глаза тем молодым людям, которые, изучив по вашим учебникам и учебным пособиям требования воинской дисциплины, права и обязанности солдата и, затем, будучи призванными на военную службу, придя в казарму, будут «прописаны», а по простому избиты их же сослуживцами? Вот и будут им тогда и Уставы и строевая и патриотическое воспитание все вместе взятые. Или вы об этом не знаете и не слышали? Так спросите у тех, кто служил или кто служит. И кому больше поверят: вам или вернувшимся со срочной службы друзьям и приятелям старшеклассников, которым вы рассказываете о правах, свободах и гарантиях социальной защиты военнослужащих? И как вы посмотрите в глаза тем, кого вы учили одному, а на деле они получили совсем другое? Впрочем, я понимаю, что эти вопросы останутся без ответа.

А вот вопросы, напрямую связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности, которыми и должны заниматься главные и ведущие специалисты по ОБЖ, а именно: обеспечение школ, как мест большого скопления людей, средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты, приборами радиационной, химической разведки, дозиметрического контроля, медицинскими аптечками, т.е. всем тем, что, в соответствии с перечнем элементов учебно-материального обеспечения по ГО и ОБЖ, должно быть в образовательном учреждении, этим, видимо, главным и ведущим специалистам по ОБЖ заниматься не досуг. Также, как и обеспечением школ руководящими документами по ОБЖ, практической отработкой в школах порядка оповещения о ЧС, действий по сигналу «Внимание всем», при возникновении пожара, при заражении местности ядовитыми химическими веществами, при угрозе радиоактивного заражения, при аварии в системе газоснабжения, при угрозе совершения террористического акта, при обнаружении подозрительных предметов, при захвате школьников заложниками или угрозе захвата здания школы террористами.

Вот этим, на мой взгляд, должны заниматься главные и ведущие специалисты по ОБЖ, а не «пропихиванием» и «навязыванием» своих учебников и учебных пособий. К примеру, практически ни одна московская школа, где мне удалось побывать, не обеспечена в необходимом объеме документами и элементами учебно-материальной базы по ГО в соответствии с утвержденным перечнем Московского департамента образования и мне самому приходилось разрабатывать документы по ГО и, пользуясь знакомствами среди военнослужащих, спасателей, медицинских работников, оснащать некоторые школы необходимыми материалами и оборудованием. Зато во всех школах есть учебное пособие Сюнькова, где об ОБЖ, как таковом, говорится меньше всего, а все больше о военной службе. Но ведь для того, чтобы учащиеся школ смогли выполнять свой конституционный долг по защите Отечества, им еще нужно до этого дорасти, а школа не в состоянии им это гарантированно обеспечить из-за бездействия (или, может быть, наоборот, преднамеренного действия) главного специалиста по ОБЖ г. Москвы. Чем, к примеру, прикажете защищать школьников при аварии на опасном объекте или тушить пожар в школе: учебными пособиями Сюнькова?

И еще, о чем хотелось бы сказать: целесообразно разделить преподавание курса ОБЖ в старших (X-XI) классах для юношей и девушек (по примеру того, как проводятся в этих классах занятия по физической культуре). Даже исходя из мужской и женской психологии, не говоря уже о физической силе, их действия в чрезвычайных ситуациях будут различными, и учить их соответственно нужно по-разному. Например, большинство приемов самозащиты, подходящих для юношей, совершенно неприемлемы для девушек (ну о каком ударе рукой в голову, способном нейтрализовать противника, можно говорить как способе защиты для девушек). Упражнения для развития силы, гибкости, ловкости должны подбираться с учетом особенностей мужского и женского организма. Способы преодоления конфликтных ситуаций также будут различаться (что приемлемо для мужчин, неприемлемо для женщин). А что прикажете делать девушкам, когда преподаватели-организаторы ОБЖ заняты с юношами на военных сборах? Список этот можно продолжить. И, конечно, в любом случае, при обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимо подходить к каждому ученику индивидуально, учитывая его антропометрические данные, уровень умственного и физического развития, характер. И опять-таки у юношей и девушек эта разница весьма значительна.

В целом же следует отметить, что данные рекомендации по преодолению существующих проблем преподавания курса ОБЖ в школе носят обобщенный характер и будут меняться в зависимости от региона, в котором преподается курс ОБЖ, условий преподавания курса, уровня оснащенности школ методическими и наглядными пособиями, тренажерами, степени подготовленности преподавательского состава, ведущего обучение, контингента учащихся и др.

 

                                                          Назад

Сайт управляется системой uCoz